Материалы » Изучение агрессивности младших подростков » Психологическая характеристика агрессии. Понятие агрессии и ее проявления

Психологическая характеристика агрессии. Понятие агрессии и ее проявления
Страница 3

- хамство, прямая агрессия, оскорбления.

Как можно объяснить поведение агрессивно настроенных людей?

Если человек лишен возможности лично проявить себя в своих достижениях, отмечаемых и признаваемых обществом, то он стремится выделиться за счет унижения окружающих, злоупотребляя при этом любой властью. Иллюзия того, что в мире всё устроено по принципу "выиграл или проиграл", что победить можно только за счет другого человека, унизив его, заставляет человека быть агрессивным, скатываясь на животные способы улаживания проблем, которые изначально имеют социальный, человеческий характер. Агрессивность процветает чаще всего в условиях безнаказанности, которую дает власть или анонимность.

Психологическая агрессия обижает, злит, расстраивает людей, т.е. нарушает их психологическую целостность. Следует отметить, что в жизни чаще всего встречается сочетание некоторых или даже всех видов агрессии. Кроме того, разнообразие проявлений агрессивности у детей и взрослых можно группировать на виды как негативные свойства личности, проявляющиеся в отношениях с другими, в расстройствах поведения и эмоций, таких как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другие.

Рассмотрим основные деятельностные формы

проявления агрессии: ярость, раздражение, злость, ненависть.

Ярость - это основное состояние, характеризующее агрессию.

Раздражение - слабо выраженное проявление агрессии, которое сигнализирует о потенциале реакций ярости и в хронической форме предстает в виде раздражительности.

Злость - более интенсивное проявление агрессии, чем раздражение, однако более дифференцированное по своему содержанию и природе.

Ненависть - наиболее тяжелое и доминирующее проявление агрессии. В противоположность остроте реакций ярости и легко варьирующим когнитивным аспектам злости и ярости когнитивный аспект ненависти является хроническим и стабильным. Ненависть укоренена в характере человека.

Интенсивность агрессивных проявлений - раздражения, злости или ярости — в целом зависит от их силы и психологических "функций": отстаивания автономии, удаления препятствий или барьеров на пути желаемого уровня удовлетворения, либо удаления или разрушения источника глубокой боли или внутриличностного конфликта и др.

Гнев - ответная эмоциональная реакция организма на стрессы, которая сигнализирует о том, что какие-то наши потребности не могут быть удовлетворены. Гнев начинает доставлять неприятности, когда выражен неприемлемыми способами для окружающих, когда приводит к агрессии.

Ввиду того, что проявления агрессии у людей многообразны, по мнению Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная - пассивная и прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые. С другой стороны, распространение слухов или пренебрежительные высказывания за глаза можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые. Агрессивные проявления во всех своих формах имеют одну общую черту: они вызваны "попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей".

Страницы: 1 2 3 4


Феномены сохранения и забывания
К числу феноменов забывания и сохранения материалов в памяти относится зависимость между тем материалом, который запоминается, и тем, который преподносится для запоминания вскоре после него. Так, иногда после урока математики по расписанию может идти урок физики. В этом случае физика с ее математическими формулировками выступает как тор ...

Формирование социальных форм психики и нравственного поведения
Данный период является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствуют о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Таким образом, создается широкая основа для формир ...

О тесте “Формула темперамента”
В данном тесте даётся формула для вычисления процентного соотношения темперамента, т.е. сколько процентов холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика в данном человеке. Фт = (Х Ах . 100%) + (С Ас . 100%) + (Ф Аф . 100%) + (М Ам . 100%) А А А А где Фт – формула темперамента; Х – холерический темперамент; С – сангвинический темпер ...