В современном мире ежедневно дети подвержены риску психологического травмирования. Этому способствуют такие факторы как сложность экономической ситуации в семье, своеобразие семейного уклада, низкий образовательный уровень родителей и др. Также причиной психологического травмирования могут служить СМИ. Каждый день ребенок видит по телевизору сцены насилия, разврат и это естественно накладывает определенный отпечаток на его неокрепшую, не развитую и чувствительную психику. Но главным образом причиной психологического травмирования детей дошкольного возраста становится неблагоприятная обстановка в семье. Часто дети становятся свидетелями (а иногда и участниками) семейных конфликтов, на многих из них родители «разряжаются» после таких конфликтов, тяжелого дня или просто из-за плохого настроения. Следует особенно отметить детей из асоциальных семей (родители наркоманы, алкоголики, родители с криминальным прошлым или настоящим). Также факты психологического травмирования отмечаются в семьях, где наблюдается родительский инфантилизм, отвержение родителями ребенка.
Беспристрастные данные статистики МВД о количестве зарегистрированных преступлений против детей говорят о росте насильственных действий и отсутствии должного внимания общества и государства в обеспечении безопасности и права на счастливое детство. Ежегодно в России 17000 детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений, из них 2000 детей оказываются жертвами убийств. Более 10000 несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Отмечается рост числа случаев убийства матерью новорожденного.
Разработкой программ и технологий психологического сопровождения детей, переживающих насилие, в настоящее время занимаются такие известные российские и зарубежные авторы, как: Н.М.Платонова, Ю.П.Платонов, Н.О.Зиновьева, Н.Ф.Михайлова, Н.К.Асанова, Т.И.Шульга, С. Я. Долецкий, Л.Берковец, Б.Барбара, Дж. Аллан, Х. Ремшмидт, Дж. Г. Менделл, Л. Дамон, Д. Финкелхор и др.
Анализ особенностей проявления различных форм насилия, причин возникновения и последствия для детей разного возраста может способствовать созданию более эффективных технологий психологической помощи жертвам насилия. Анализ анкетирования родителей показал, что каждый 2 ребенок в течение дошкольного детства переживал психологическую травму (рождение второго ребенка, развод родителей, госпитализацию, конфликты родителей). Следовательно, подавляющее число дошкольников в разные моменты своей жизни нуждаются в психологической помощи. Эту помощь могу оказать не только психолог, но и воспитатели дошкольного учреждения, которое посещает ребенок. Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования « Коррекционная работа с детьми с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении, перенесших психологическую травму».
Объект исследования: психическое развитие детей, перенесших психологическую травму.
Предмет исследования: особенности психического развития детей, перенесших психологическую травму.
Цель исследования: изучить психологические основы работы с детьми, получившими психологическую травму.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические аспекты проблемы работы с детьми, перенесшими психологическую травму.
2. Выявить группу детей с риском психологического травмирования в семье.
3. Спроектировать коррекционную работу с детьми, получившими психологическую травму
Методы исследования:
1. Теоретический анализ
2. Анкетирование родителей
3. Методика Р. Темлла, М. Дорки, В. Амена «Выбери нужное лицо»
Техника самоподачи коммуникатора. Прием выигрышного самопредставления.
О важности этого приема говорит, например, опыт, изложенный в книге польского психолога Леслава Войтасика "Психология политической пропаганды". Москва. Наука. 1981г.
Три группы испытуемых по тридцать человек собираются в три радиофицированных класса. По радио передается информация о гуманном отношении к малолетним преступника ...
Разработка концепции и планирование исследования
Любое исследование включает в себя ряд необходимых этапов. На каждом этапе решается определенная задача. Исследование начинается с постановки задачи: что неизвестно? На следующем этапе ученый анализирует доступную информацию по изучаемой проблеме. Следующим очень важным этапом является формулировка предположений — гипотез. Для их провер ...
Занятие 8-е. Тема: "Избавление от психологии
жертвы"
Цель — увидеть негативные последствия жертвы и отказаться от нее. Жертва распознается по скорбно-мучительному выражению лица и заявлениям: "Ах, я бедняжка", "Если бы только мой муж не пил (не изменял мне, не был бы так груб со мной и т.д.), я была бы счастлива" "Это неважно, как я себя чувствую, лишь бы им (детя ...

