Карта конфликта

Для более успешного разрешения конфликта желательно не только выбрать стиль, но и составить карту конфликта, разработанную Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром [4]. Суть ее в следующем:

à определите проблему конфликта в общих чертах. Например, при конфликте из-за объема выполняемых работ составьте диаграмму распределения нагрузки;

à выясните, кто вовлечен в конфликт (отдельные сотрудники, группы, отделы или организации);

à определите подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта.

Составление такой карты, по мнению специалистов, позволит:

1)ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций, так как во время составления карты люди могут сдерживать себя;

2)создать возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания;

3)уяснить как собственную точку зрения, так и точку зрения других;

4)создать атмосферу эмпатии, т.е. возможности увидеть проблему глазами других людей и признать мнения людей, считавших ранее, что они не были поняты;

5)выбрать новые пути разрешения конфликта.

Но прежде чем переходить к разрешению конфликта, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

· хотите ли благоприятного исхода;

· что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями;

· как бы вы себя чувствовали на месте конфликтующих сторон;

· нужен ли посредник для разрешения конфликта;

· в какой атмосфере (ситуации) люди могли бы лучше открыться, найти общий язык и выработать собственные решения.