Материалы » Социальная психология » Социальная психология личности. Проблема личности в социальной психологии

Социальная психология личности. Проблема личности в социальной психологии

Проблематика личности неизменно остается одной из наиболее конфликтных в социальной психологии. Это было связано с самим ее предметом — изучением человека как социального существа. Внутренняя конфликтность всей социальной психологии личности поддерживалась невозможностью найти однозначный ответ на ее основной вопрос, а также определить однонаправленный вектор развития человека, не пренебрегая его обусловленностью всем социокультурным «полем», с одной стороны, и не отказывая в возможностях персонального самоопределения — с другой.

Считается, что исследования личности в социологии посвящены ее рассмотрению как представителя той или иной социальной группы. В общей психологии личностная проблематика (типологии, проблема социализации, структура личности) рассматривается в контексте конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей, как социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социальных черт.

Исследования личности в социальной психологии направлены на выяснение, каким образом, в каких группах личность усваивает социальные влияния, каким образом реализует свою социальную сущность. Таким образом, социально-психологическая проблематика касается взаимоотношений личности с группой, проблем социализации личности и проблем социальной установки.

Отечественная психология существенно обогатила социально-психологические представления о развитии личности. Среди теорий, в фокусе которых находится личность – психология отношений А. Ф. Лазурского и В. Н. Мясищева, теория установки Д. Н. Узнадзе, комплексный подход Б. Г. Ананьева, социально-психологические представления о личности с позиции субъектно-деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна, деятельностного подхода А. Н. Леонтьева и др.

Общей линией в развитии исследовательских подходов к анализу различных аспектов идентификационных структур личности стал все больший переход от представлений об их содержательной и функциональной определенности к идеям их динамической изменчивости и неопределенности.

Таким образом, развитие проблематики личности в социальной психологии всегда оказывалось тесно связанным с существующими вариациями понимания социальности в целом. Постепенное смещение ее трактовок от «жестких», внешних, ролевых к более «размытым», социокультурно заданным, множественным обусловливало и соответствующую динамику представлений о личности как социальном субъекте.

Для социальной психологии это выражается в наличии фактически трех равноправных логик анализа «неуловимой» личности нашего времени: понимания ее неопределенности, во-первых, как следствия объективных изменений всей социальной реальности, идущих в том же направлении, во-вторых, как следствия парадигмальных изменений в самой социальной психологии, все более смещающих фокус исследовательского интереса к анализу перемен, и, в-третьих, как отражения объективных изменений личности самого нашего современника, все более теряющего свою социальную определенность и заданность.


Применение музыкотерапии в детском возрасте.
В 1982 г. В Берлине вышла книга Ю. Брюкнер, И. Медераке и К. Ульбрих «Музыкотерапия для детей», в которой очень детально рассмотрены все возможные виды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку. Одна из методик, описанных в этой книге, заключается в обучении детей распознаванию эмоций. Она состои ...

Меланхолический темперамент.
У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным ...

Анализ результатов исследования
В ходе проведения анализа было опрошено 3 группы студентов первых курсов. Таким образом, общее количество участников опроса составляет 40 человек. 1. Группа 108 Эк-1. У 60,2% наибольший показатель получил следующий вид напряженности психологической защиты – 5. проекция (форма замещения, способ защиты, при котором собственные бессозна ...