Материалы » Социальная психология » Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии

Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии
Страница 1

Бурное развитие социально-психологических исследований в значительной мере стимулировано практическими запросами, которые требуют достаточно быстрых решений. Это наложило свою специфику на становление самой научной дисциплины: в социальной психологии имеет место определенный «обгон» фундаментальных исследований со стороны прикладных работ. Такая ситуация порождает как положительные, так и отрицательные моменты для развития социальной психологии.

Трудности при проведении социально-психологических исследований связывают со следующими причинами.

1. Особенности применяемых методик. Все они базируются на том, что источник получения информации – человек. И если испытуемый находится в реальной ситуации (психолог проводит исследование в «поле»), он не выключен полностью из системы окружающих отношений, что помогает избежать «стерильности» ситуаций, возникающей в лаборатории, где человек «настроен на волну» экспериментатора. Но при полевом исследовании могут возникнуть такие переменные, которые трудно учесть и которые могут дать такой «сдвиг» в данных, искажающие общую картину исследования.

2. Время проведения прикладного исследования. Все социально-психологические методики громоздки, их применение требует значительного времени.

В России долгое время главным заказчиком социально-психологических исследований было промышленное производство, что обусловило два основных направления большинства прикладных исследований: проблемы управления производством и научная организация труда и проблемы формирования производственного коллектива. Наиболее общими в рамках джанных направлений являлись такие темы как психологический климат коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы, аттестация кадров, адаптация новичков, проблемы управления и коммуникаций внутри производственного коллектива, формирование маркетингового мышления и психология рекламы.

Более всего внимания уделяется разработке проблемы психологического климата. Раскрыть понятие «психологический климат» можно, обозначив как минимум три ряда отношений:

· отношения между членами коллектива по вертикали (руководство, восприятие руководителя коллективом и наоборот, степень участия в управлении, удовлетворенность ею);

· отношения между членами коллектива по горизонтали (сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, типы и способы разрешения конфликтов);

· отношение к труду (удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива и т.п.).

Поскольку проявления психологического климата многообразны как в поведении людей, так и в различных системах их отношений, то не существует и не может существовать какой-то единой методики исследования. В результате проведенных исследований было предложено выделять четыре возможных типа «психологического климата»:

1. благоприятный,

2. противоречивый,

3. средне благоприятный,

4. неблагоприятный климат.

Важной областью приложения социально-психологических знаний находится в сфере борьбы с противоправным поведением. Область профилактики, анализ и условия формирования противоправного поведения, область перевоспитания лиц, совершивших противоправные поступки (например, способы воздействия, применяемые в этих случаях), - это проблемы, в которые решаются, в том числе и силами социальной психологии.

Страницы: 1 2 3


Анализ информационных ресурсов для автоматизации психодиагностических методик
Автоматизированные интерактивные системы профориентации и информации – замечательное достижение технологии значительно облегчают выбор профессии и обсуждении этих проблем на международном уровне. Самое главное преимущество автоматизированной системы профориентации состоит в упорядочении данных. Дисплей, программное обеспечение, распечат ...

Оценка и анализ опытно-экспериментальной работы
Исходя из полученных данных был проведен контрольный эксперимент, целью которого является установление истинности выдвинутой гипотезы. Проводились следующие методики: 1. Методика "Диагностика природной памяти" Для начала нужно определить продуктивность, или силу, природной (непосредственной) памяти ребенка. Это можно сделат ...

Теоретические аспекты Глубинной психологии. История возникновения глубинной психологии.
Основы психоанализа были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом. Представители психоанализа в тличие от бихевиористов и гештельтпсихологов не ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания. Они стремились найти выход из кризиса в самой психологии, ...