Материалы » Социальная психология » Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии

Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии
Страница 1

Бурное развитие социально-психологических исследований в значительной мере стимулировано практическими запросами, которые требуют достаточно быстрых решений. Это наложило свою специфику на становление самой научной дисциплины: в социальной психологии имеет место определенный «обгон» фундаментальных исследований со стороны прикладных работ. Такая ситуация порождает как положительные, так и отрицательные моменты для развития социальной психологии.

Трудности при проведении социально-психологических исследований связывают со следующими причинами.

1. Особенности применяемых методик. Все они базируются на том, что источник получения информации – человек. И если испытуемый находится в реальной ситуации (психолог проводит исследование в «поле»), он не выключен полностью из системы окружающих отношений, что помогает избежать «стерильности» ситуаций, возникающей в лаборатории, где человек «настроен на волну» экспериментатора. Но при полевом исследовании могут возникнуть такие переменные, которые трудно учесть и которые могут дать такой «сдвиг» в данных, искажающие общую картину исследования.

2. Время проведения прикладного исследования. Все социально-психологические методики громоздки, их применение требует значительного времени.

В России долгое время главным заказчиком социально-психологических исследований было промышленное производство, что обусловило два основных направления большинства прикладных исследований: проблемы управления производством и научная организация труда и проблемы формирования производственного коллектива. Наиболее общими в рамках джанных направлений являлись такие темы как психологический климат коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы, аттестация кадров, адаптация новичков, проблемы управления и коммуникаций внутри производственного коллектива, формирование маркетингового мышления и психология рекламы.

Более всего внимания уделяется разработке проблемы психологического климата. Раскрыть понятие «психологический климат» можно, обозначив как минимум три ряда отношений:

· отношения между членами коллектива по вертикали (руководство, восприятие руководителя коллективом и наоборот, степень участия в управлении, удовлетворенность ею);

· отношения между членами коллектива по горизонтали (сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, типы и способы разрешения конфликтов);

· отношение к труду (удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива и т.п.).

Поскольку проявления психологического климата многообразны как в поведении людей, так и в различных системах их отношений, то не существует и не может существовать какой-то единой методики исследования. В результате проведенных исследований было предложено выделять четыре возможных типа «психологического климата»:

1. благоприятный,

2. противоречивый,

3. средне благоприятный,

4. неблагоприятный климат.

Важной областью приложения социально-психологических знаний находится в сфере борьбы с противоправным поведением. Область профилактики, анализ и условия формирования противоправного поведения, область перевоспитания лиц, совершивших противоправные поступки (например, способы воздействия, применяемые в этих случаях), - это проблемы, в которые решаются, в том числе и силами социальной психологии.

Страницы: 1 2 3


Практическая часть. Методики диагностики конфликтов.
Проведенный нами анализ литературы позволил сделать вывод, что конкретные методики, изучающие конфликт как таковой, отсутствуют или их достаточно мало. Найденные нами методики затрагивают в той или иной степени конфликтные ситуации, однако не являются полноценным способами их диагностики и анализа. В связи с этим мы считаем уместным исп ...

Понятие мотивации. Понятия "мотивы" и "потребности". Мотивационный процесс
Мотивация, в организационном контексте - это процесс, с помощью которого менеджер побуждает других людей работать для достижения организационных целей, тем самым, удовлетворяя их личные желания и потребности. Даже если создаётся впечатление, что служащие работают только ради достижения общих целей организации, то всё равно ведут они себ ...

Способы разрешения конфликтных ситуаций.
Учитывая часто негативную сторону конфликта и его последствий, встает вопрос о нахождении путей позитивного выхода из конфликтной ситуации для всех его участников. В литературе по этому поводу можно найти множество советов и рекомендаций, различных тренинговых комплексов и занятий. Приедем несколько рекомендаций по устранению конфликто ...