Материалы » Стресс и его влияние на вегетативную нервную систему » Природа стресса. История развития теории стресса

Природа стресса. История развития теории стресса
Страница 2

Павлов не был единственным советским ученым, разрабатывающим теорию стресса. Например, еще в 1934 году Д.Н. Насонов открыл, что содержимое животной клетки (протоплазма) одинаково реагирует на изменение условий окружающей среды. Этот стереотипный ответ был назван «паранекрозом». Таким образом, Насонов описал стресс не на уровне организма, а на клеточном. К.И. Погодаев определял стресс как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации при помощи единых гуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции.

Влияние вегетативной нервной системы на формирование стресса подробно рассмотрено в теории Орбели об адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы. Согласно этой теории, иннервация симпатической нервной системы приводит к изменению «функциональных свойств и функциональных способностей тканей и органов и, таким образом, приноравливает размер выполняемой работы и степень реактивности органов к условиям данного момента» [16, 13]. Однако влияние парасимпатического отдела вегетативной нервной системы на формирование стресса данным автором не рассматривалось.

В теории эмоционального реагирования Геллгорна рассматривается взаимодействие симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы в отношении их влияния на стрессорное реагирование. Основная роль отводится гипоталамусу, который является центральным представителем вегетативной нервной системы, связан с корой головного мозга, особенно с лобными долями, и с подкорковыми структурами и отвечает за эмоциональное реагирование. Воздействие на различные части гипоталамуса приводят к вегетативным сдвигам, характерным для естественного изменения эмоционального состояния, положительного или отрицательного. Иннервация симпатического отдела приводит к возбуждению коры головного мозга, а также к тем вегетативным, соматическим и гуморальным сдвигам, которые описывали Кеннон и Селье (подробнее они будут рассмотрены во второй главе). Активность парасимпатического отдела приводит к общему расслаблению и нарастанию депрессивного состояния.

Однако после событий Второй Мировой войны термин «стресс» стал настолько популярен, что было решено переименовать его в «эмоциональный стресс». В содержание этого термина включали так много различных понятий: и первичные эмоционально-психические реакции, и эмоционально-психические синдромы, возникающие на основе телесных повреждений, и аффективные стрессовые реакции, и лежащие в их основе физиологические процессы – что это привело к смешению психофизиологическиго и физиологического значений данного явления. Разграничить данные понятия попытался Р. Лазарус, который выдвинул концепцию о разграничении физиологического стресса, связанного с реальным (физиологическим) раздражителем, и психического (эмоционального) стресса, при котором реакцию определяет субъективная оценка человеком ситуации как угрожающей. В настоящее время столь явного разграничения нет, так как в основе любого стресса лежат как физиологические, так и эмоциональные элементы.

В.Л. Марищук предлагала разделять стресс на основе характера стрессора, его вызывающего. Военные события вызывают военный стресс, спортивные нагрузки – спортивный, авиаучения – авиационный. Любой стресс всегда и физиологический, так как происходят изменения организма на нейроэндокринном и эндокринном уровнях, и эмоциональный, так как сопровождается эмоциональными переживаниями.

Исследование, проведенные данными авторами, позволили объединить разрозненные знания о реагирование организма человека на всевозможные внешние раздражители и выделить ряд основных положений, характеризующих формирование стрессовой реакции. Хотя до сих пор нет единства ни в точном определении термина «стресс», ни в факторах, его вызывающих, ни в видах, на которые его можно подразделить, все же многочисленные разработки в данной области позволяют диагностировать состояние стресса у человека и определять методы его снятия.

Страницы: 1 2 


Прием организации совместной деятельности.
Совместная деятельность сближает людей. Представьте себе ситуацию, когда вас направили в командировку на проверку одного из взводов ППС. В управлении вас познакомили с вашим коллегой, который направляется в тот же взвод с той же благородной миссией оказания практической помощи. Вы едете на личном автомобиле вашего нового знакомого. Поск ...

Дневник
Дата Течение болезни. Лечение. 24.03.08. Состояние больной удовлетворительное. Поведение спокойное, в стационаре адаптирована, контактна. Объективно: АД 110/70, тоны сердца ясные, ритмичные; дыхание везикулярное, хрипов нет. Печень по краю реберной дуги, стул и мочеиспускание не нарушены. - Пирацетам 20%-5мл 1р/д, в/ ...

Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста
Рассмотрим некоторые положения о влиянии родительского контроля на нравственное становление личности ребенка. Родительский авторитаризм приводит к отсутствию эмпатии, формированию низкой самооценки ребенка, его ориентации на внешние требования и стандарты. Дефицит практики самостоятельного поиска и принятия решения приводит к формирова ...