Материалы » Гендерные различия в подростковом возрасте » Гендерная психология. Краткая история формирования гендерной психологии

Гендерная психология. Краткая история формирования гендерной психологии

Чтобы разъяснить данную проблему в нашей работе обратимся к толкованию некоторых определений связанных с этой темой.

В психологии есть отдельная отрасль, изучающая закономерности поведения человека в обществе, определяемые его биологическим полом, социальным полом и их соотношением, которая называется гендерная психология. Само же определение гендер в переводе с латинского означает «род» и определяет сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристик. Гендер определяет социальный статус личности в обществе и связанной с ним зависимости, возможности и ограничения, достижения социально значимых ценностей. Воспроизводство и развитие гендера осуществляется в процессе социализации и ресоциализации. В процессе социализации усваиваются гендерные нормы, модели поведения, в период ресоциализации нарушаются ранее усвоенные требования и образцы поведения, вырабатываются новые нормы и образцы.

Гендерная психология — это область психологической науки. И, как и у других областей, у нее очень длинная предыстория и очень короткая история. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. XX в. Также не вполне корректно считать ее детищем только феминизма, хотя его большой заслугой является привлечение внимания к некоторым современным психологическим проблемам.[17]

В немногочисленных статьях, посвященных истории гендерной психологии, она связывается с совершенно различными именами и идеями, не совпадающими у разных авторов.

В истории гендерной психологии можно выделить 5 этапов:

1) разработка соответствующих идей в русле философии (от античных времен до конца XIX в.);

2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);

3) «фрейдовский период», связанный с именем 3. Фрейда (начало XX в. — 1930-е гг.);

4) начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий (1950-1980-е гг.);

5) бурное развитие гендерной психологии: всплеск экспериментальных исследований, теоретическое: осмысление эмпирических фактов, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик (с 1990-х гг. по настоящее время). В отечественной науке выделяют несколько иные этапы (конец XIX - начало XX в.; 1920-1930-е гг.; 1960-1980-е гг.; с 1990-х гг.), мы рассмотрим их параллельно с зарубежными.


Игрушки
Игрушки нужны детям, и, если их им не хватает, они способны находить и делать их сами. Современного ребенка окружает огромный мир игрушек. Большое количество специалистов создают все новые и новые игрушки. Чем точнее игрушки воспроизводят настоящую вещь, тем больше они нравятся детям. Но с игрушками, изображающих животных, это не так. Т ...

Классификация эффектов
При применении групповых методов и социально-психологического тренинга в частности возникают эффекты двух групп: эффекты, касающиеся всей группы участников в целом, и эффекты, проявляющиеся у каждого участника в отдельности. Наиболее значимым в рамках диссертационной работы является вопрос о воздействии СПТ на личностные характеристики ...

Феномены сохранения и забывания
К числу феноменов забывания и сохранения материалов в памяти относится зависимость между тем материалом, который запоминается, и тем, который преподносится для запоминания вскоре после него. Так, иногда после урока математики по расписанию может идти урок физики. В этом случае физика с ее математическими формулировками выступает как тор ...