Вывод
Страница 2

Комплексный метод

– способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.

Наблюдение (внешнее)

– метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Самонаблюдение (интроспекция)

– наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

Эксперимент

отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого.

Лабораторный эксперимент

осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.

Естественный эксперимент

– психологический эксперимент, включённый в деятельность или общение незаметно для испытуемого.

Формирующий (обучающий) эксперимент

– метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.

Психодиагностические методы это:

Тест

– система заданий, позволяющих измерить уровень развития определённого качества (свойства) личности.

Тесты достижений

– одна из методик психодиагностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

Тесты интеллекта

– методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.

Тесты креативности

– совокупность методик изучения и оценки творческих способностей.

Тесты личностные

– методика психодиагностики для измерения различных сторон личности индивида.

Тесты прожективные (проективные

) – совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т.е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей.

Анкета

– методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Социометрия

– метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Интервью

– метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные, вопросы.

Беседа

– метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путём речевого общения.

Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надёжен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании.

И для более понятного восприятия материала хотим привести схему, которая приводится в методическом пособии по общей психологии[10], как одна из наиболее удачных современных классификаций методов психологического исследования:

Страницы: 1 2 


Опросник ДРОП
(предваряется инструкцией) 1. Приветлив (а) и доброжелателен(а) со мной. 2. Понимает, какое у меня настроение. 3. Если у него (нее) плохое настроение, мое тоже портится. 4. Помогает мне, если я его прошу. 5. При споре заставляет меня соглашаться с его (ее) доводами. 6. Затевает ссоры по пустякам. 7. Уважает мое мнение. 8. Поруча ...

Результаы диагностики и их обсуждение. Психодиагностическое заключение о характерных особенностях половой идентификации у дошкольников
Был проведен качественный анализ данных, результаты представлены по каждому испытуемому. 1.Чистяков М., мужской пол, 6 лет. Первой нарисовал фигуру своего пола, она больше, чем фигура женского пола (в анкете указано, что главой семьи должен быть отец). Так как фигура отца старше, чем испытуемый, можно отметить идентификацию с образом ...

Проблема оправданности попыток влияния на развитие ребенка в пренатальный период
Нарушения перинатального опыта могут возникать как по причинам физиологическим так и в связи с негативным влиянием материнских установок и отношений. Взаимовлияния матери и плода, изменения, происходящие в психике и поведении беременной женщины и их влияние на психическое и физическое здоровье матери и ребенка является областью интересо ...