Материалы » Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста » Практическое исследование влияния уровня родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста. Программа исследования

Практическое исследование влияния уровня родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста. Программа исследования

Эксперимент по исследованию влияния уровня и типа родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста проводился в дошкольном образовательном учреждении №107 г.Сыктывкара. Испытуемые – дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и их родители. Количество детей старшего дошкольного возраста, участвовавших в исследовании – 40 человек, количество родителей, участвовавших в исследовании – 40 человек.

Цель исследования: изучить влияние уровня и типа родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста.

Этапы исследования:

1 этап. Изучить уровень и тип родительского контроля, в соответствии с чем будут сформированы экспериментальные группы детей старшего дошкольного возраста.

2 этап. Исследование влияния уровня и типа родительского контроля на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, сопоставить влияние уровня и типа родительского контроля на развитие данных компонентов нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста.

3 этап. Составление рекомендаций для родителей с целью повышения степени эмоциональной близости в отношениях с детьми и оптимизации влияния контроля на нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1) определить уровень и тип родительского контроля у родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста;

2) исследовать когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного сознания детей экспериментальных групп;

3) сравнить влияние уровня и типа родительского контроля на развитие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста;

4) сформулировать рекомендации для родителей с целью повышения степени эмоциональной близости в отношениях с детьми и оптимизации влияния контроля на нравственное развитие детей.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методики.

Для определения уровня и типа родительского контроля была использована

1. Методика Марковской И.М. «Взаимодействие родитель – ребенок». [Олифирович Н.И., Зинкевич – Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.]

Цель – исследовать уровня и типа родительского контроля у матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.

Для исследования когнитивного компонента нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста использовались[Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2008. – 704 с.]:

2. Метод «Беседа», целью которого является изучение представлений детей о нравственных качествах.

3. Методика «Закончи историю», целью которого является изучение осознания детьми нравственных норм.

Для исследования эмоционального компонента нравственного сознания использовалась методика:

4. «Сюжетные картинки» [Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2008. – 704 с.]

Цель – изучение эмоционального отношения к нравственным нормам.

Для исследования поведенческого компонента нравственного сознания использовалась методика:

5. Методика «Сделаем вместе» [Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2008. – 704 с.]

Цель – выявление и оценивание уровня развития нравственной направленности личности ребенка, появляющейся во взаимодействии со сверстником.


Психологические защиты и их связь с социальной адаптацией
Наиболее современным определением понятия психической адаптации нам представляется следующее: «Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и ...

Стихийные группы и массовые движения
Общая характеристика и типы стихийных групп: толпа, масса, публика. Специфика коммуникативных и интерактивных процессов в стихийных группах. Заражение как способ группового взаимодействия. Феномен заражения в современных обществах. Внушение или суггестия как целенаправленное неаргументированное воздействие, основанное на некритичном в ...

Типичные ошибки при организации и проведении игр в тренинге
Психологи отмечают, что тренер может только влиять на ход игры, но не может определять его. В игре важно не освоение определенных знаний, умений и навыков - это задача тренинга, а построение личного отношения и личного понимания прожитых на игре событий. Личное отношение не может быть правильным или неправильным, оно либо возникает, либ ...