Лечение депрессииСтраница 1
Факторы, определяющие эффективность психотерапии:
Ожидания пациента
Значение для пациента лечения и излечения
Характер проблем или заболевания пациента
То, на сколько пациент готов к сотрудничеству
Ожидания психотерапевта
Опыт психотерапевта
Специфическое воздействие конкретных методов психотерапии
Критерии эффективности психотерапии:
Устранение или компенсация болезненных симптомов
Изменение отношения к себе
Понимание собственной роли в возникновении конфликта
Понимание психологических механизмов своего заболевания
Повышение способности к восприятию нового реального опыта
Повышение степени социальной адаптации
Когнитивная психотерапия
Выбрана для лечения когнитивная терапия, поскольку использует разнообразные когнитивные и поведенческие стратегии. Когнитивные техники направлены на выявление и проверку ошибочных представлений и дезадаптивных умопостроений. В ходе терапии девушка научается производить высоко специфичные операции, а именно:
1) отслеживать свои негативные автоматические мысли (представления);
2) распознавать взаимосвязи между собственными мыслями, эмоциями и поведением;
3) анализировать факты, подтверждающие или опровергающие его представления;
4) вырабатывать более реалистичные оценки и представления;
5) идентифицировать и модифицировать дисфункциональные убеждения, предрасполагающие его к искажению опыта.
Когнитивная терапия исходит из следующих общетеоретических положений:
1. Восприятие и переживание в целом представляют собой активные процессы, задействующие как объективные, так и интроспективные данные.
2. Представления и идеи являются результатом синтеза внутренних и внешних стимулов.
3. Продукты когнитивной активности человека (мысли и образы) позволяют предсказать, как он оценит ту или иную ситуацию.
4. Мысли и образы образуют «поток сознания», или феноменальное поле, отражающее представления человека о самом себе, мире, своем прошлом и будущем.
5. Деформация содержания базовых когнитивных структур вызывает негативные изменения в эмоциональном состоянии и поведении человека.
6. Психологическая терапия может помочь пациенту осознать когнитивные искажения.
7. Путем корректировки этих искаженных дисфункциональных конструктов можно добиться улучшения состояния пациента.
Различные вербальные техники необходимо использовать для того, чтобы понять, какая логика скрывается за теми или иными представлениями и умопостроениями пациента. Сначала девушке необходимо объяснить механизмы действия когнитивной терапии, после чего научить распознавать, отслеживать и записывать свои негативные мысли.
В дальнейшем К. совместно с терапевтом анализирует записанные (в перерывах между встречами) мысли и переживания, чтобы установить степень их логичности, обоснованности и адаптивности и наметить позитивные паттерны поведения взамен патологичных. Терапия сфокусирована на конкретных «симптомах-мишенях» (например, на суицидальных импульсах).
Один из мощных компонентов обучающей модели психотерапии состоит в том, что девушка постепенно перенимает от терапевта многие терапевтические техники. В какой-то момент она должна начать играть роль терапевта по отношению к самой себе, подвергая сомнению собственные умозаключения или прогнозы.
Практическая часть. Методики диагностики конфликтов.
Проведенный нами анализ литературы позволил сделать вывод, что конкретные методики, изучающие конфликт как таковой, отсутствуют или их достаточно мало. Найденные нами методики затрагивают в той или иной степени конфликтные ситуации, однако не являются полноценным способами их диагностики и анализа. В связи с этим мы считаем уместным исп ...
Воспитательные возможности рок-музыки
Не заметить рокового влияния рок-музыки на современную молодежь просто невозможно. В периодике, научных работах, в многочисленных выступлениях деятелей культуры и искусства все сильней звучит тревога в связи с отравлением окружающей «музыкальной атмосферы», засорением эфира низкопробными сочинениями в духе слепого подражательства западн ...
Понятие игры
Б.Г. Ананьев, один из основоположников отечественной психологической науки, пишет, что игра занимает ведущее место в социальном формировании человека, как субъекта познания и деятельности. В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные жизненные и производственные ситуации, что является необходимым для его развития, изм ...

