Научные предпосылки становления рефлексивного
подходаСтраница 1
Целью данного параграфа будет показать современные тенденции к преодолению исторически сложившейся в психологической науке трактовки познавательной активности, как производной интеллектуальной деятельности в сторону учёта культурных и личностных аспектов познавательной деятельности.
Если в целом давать обобщенную характеристику развития представлений о познавательной активности в зарубежной психологии, то приходится констатировать, что оно осуществлялось в рамках классической категориальной парадигмы расчленения душевной жизни на ум, волю, чувства, возникшего еще в конце XVIII века при формировании эмпирической психологии.
Причем не изменила этого положения и дальнейшая дифференциация ума, чувств и воли на составляющие их психические функции (восприятие, память, мышление, эмоции, мотивы и т.п.), поскольку их экспериментальное изучение, с методологической точки зрения, явилось лишь конкретизацией все той же традиционной для эмпирической психологии онтологии «триединой» душевной жизни. Соответственно этой онтологии велось и изучение психической активности, в которой выделялись все те же три аспекта:
1)
волевой, анализировавшийся В. Вундтом, Э. Титченером и др.
2)
познавательный, исследовавшийся Вюрцбургской школой и Берлинской школой гештальт-психологии и др.
3)
аффективный, рассматривавшийся Ф. Крюгером и др.
Причем в отличие от первого и последнего аспектов именно познавательная активность привлекала к себе наибольшее внимание практически всех основных направлений зарубежной психологии: гештальтизма, необихевиоризма, пиажизма, когнитивизма, метакогнитивизма.
Логика развития психологического изучения мышления и познавательной активности обнаружилась в закономерной эволюции указанных школ от сугубо интеллектуалистической трактовки механизмов мыслительного процесса к необходимости ее преодоления путем учета личностной обусловленности и социальной детерминации познавательных процессов. В свою очередь, это привело к исчерпанию функционалистской парадигмы анализа активности. С другой стороны это вызвало к жизни необходимость перехода к новой парадигме, которая позволила бы изучать механизмы мышления в их социальной опосредствованности.
Эта целостность проявляется в присущей субъекту индивидуальности, которая раскрывается в поведении личности, ее социально детерминированной деятельности и общении, учет которых необходим для изучения познавательной активности в рамках новой парадигмы, предполагающей их анализ в контексте коммуникативно-личностной обусловленности.
В период перестройки советской психологии на марксистской основе сложились методологические предпосылки для смены традиционной интеллектуалистической парадигмы новой, учитывающей коммуникативно-личностную обусловленность мышления. В результате был осуществлен переход от позитивистской трактовки психических функций как производных от эмпирически наблюдаемых состояний душевных проявлений человека к пониманию психических процессов как производных от социально опосредствованной жизнедеятельности личности (т.е. целостного «Я»), взятой в ее конкретных индивидуальных проявлениях, которые определяются в конечном счете культурной эволюцией человечества.
Метод связанных ассоциаций
Суть метода:
Для того, чтобы запомнить список элементов этим методом нужно поочередно связывать каждое слово запоминаемого списка с соответствующим словом опорного, хорошо известного списка. То есть первое слово нового списка вы должны ассоциативно связать с первым словом опорного списка, второе со вторым . девятое с девятым и т.д. Ест ...
Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.
Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, особо выделяется задача воспитания активной сознательной творческой личности.
В младшем школьном возрасте особую роль выполняет учебная деятельность, поскольку именно здесь происходит переход от: “ситуативного” познания мира к его научному изучению, ...
Занятие 5-е. Тема: "Границы"
Цель — научиться различать наряду с внешними границами и внутренние, упражняться в навыках отстаивания собственных границ и соблюдения границ другого.
Внешние границы человека предполагают, что:
Никто не имеет права дотронуться до меня без моего позволения.
Если я разрешаю до себя дотрагиваться, то только так, как мне это нравится.
...

