Техника анализа ситуаций общения.
Это понятие используется в психологии как средство анализа характеристик какого-либо социального события, это выделение какого-либо эпизода социальной жизни и факторов, определяющих поведение участников данного эпизода.
Психологические характеристики анализа ситуаций общения в
деятельности сотрудника таможенных органов:
1. Видение ситуации.
Разница в оценке ситуации общения сотрудником таможенных органов и его собеседником могут затруднять совместную деятельность. В тоже время противоречие целей, интересов, понимания ситуации взаимодействующими сторонами оказывает значительное влияние на их понимание ситуации. Существенным является и то, что разное понимание ситуации выражается как в различном отношении к предмету взаимодействия, так и в ошибках при понимании личности и ее мотивов.
2. Соотношение целей и интересов участников
.
Выявление данной характеристики предполагает конкретизацию личных целей, учет целей и интересов партнера, а также особенностей их соотношения. Цели и интересы сторон контакта следует учитывать в следующих частных признаках:
а) степень совпадения или противоречия, т. е. сотрудничество или конфликт (противоборство). Отсутствие какой-либо взаимосвязи целей характеризует случайные ситуации - общее присутствие. В случае однонаправленной связи целей и интересов сторон образуются три класса ситуаций, характеризующихся тремя типами поведения:
помогающее поведение - цели одного участника направлены на учет интересов другого;
манипулятивное поведение - интересы одного участника включают в себя поведение другого как средство достижения своих целей, причем последний не осознает, что цели его поведения на самом деле предопределены инициатором такого взаимодействия;
конкурирующее поведение. Здесь уместно обратить внимание, что в двух последних случаях происходит столкновение интересов и продуцируются конфликтные отношения;
б) однозначность или множественность целей и интересов партнеров. Поведение участников ситуации может быть направлено на одну или несколько значимых для него целей;
в) субъективная значимость целей. Для сотрудника особый интерес представляют ситуации, имеющие различное значение для участников контакта. Цели участников могут фокусироваться на данной ситуации, а могут быть лишь промежуточными, частными, тогда как главная цель поведения соответствующего участника вынесена вовне этого эпизода общения. Таким образом, смысл и "цена" ситуации различны для партнеров по контакту;
г) открытость для понимания партнерами или маскировка целей поведения.
Управление ситуацией общения включает в себя следующие задачи:
1. Определение ее типа и конкретных признаков;
2. Нахождение "болевых точек" ситуации - таких признаков, воздействие на которые приведет к ее развитию в нужном для Вас направлении;
3. Самоуправление и управляемое воздействие на поведение других участников взаимодействия;
4. Контроль и коррекция развития ситуации для достижения целей контакта. Таким образом, ситуационный анализ обеспечивает понимание исходной ситуации контакта, самоопределение в ней и ее преобразование в соответствии с целями сотрудника.
Психолого-педагогические условия развития памяти у
детей младшего школьного возраста с ЗПР
То, что можно выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не просто выступают как вербальная замена воспринятого материала, а являются результатом его осмысления, т.е. если слово не название, а понятие, содержащее в себе связанную с предмето ...
Нервная анорексия
Анорексия нервная, заболевание, характеризующееся потерей веса, чрезмерным страхом полноты, искаженным представлением о своем внешнем виде и глубокими обменными и гормональными нарушениями. Возможны также утрата аппетита, прекращение менструаций, повышенная физическая активность, а иногда и усиление аппетита с искусственно вызываемой по ...
Цели психологического консультирования
Основные цели консультирования зависят от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако, основными , как правило являются:
1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбеж ...