Материалы » Обшение и его функции » Техника анализа ситуаций общения.

Техника анализа ситуаций общения.

Это понятие используется в психологии как средство анализа характеристик какого-либо социального события, это выделение какого-либо эпизода социальной жизни и факторов, определяющих поведение участников данного эпизода.

Психологические характеристики анализа ситуаций общения в

деятельности сотрудника таможенных органов:

1. Видение ситуации.

Разница в оценке ситуации общения сотрудником таможенных органов и его собеседником могут затруднять совместную деятельность. В тоже время противоречие целей, интересов, понимания ситуации взаимодействующими сторонами оказывает значительное влияние на их понимание ситуации. Существенным является и то, что разное понимание ситуации выражается как в различном отношении к предмету взаимодействия, так и в ошибках при понимании личности и ее мотивов.

2. Соотношение целей и интересов участников

.

Выявление данной характеристики предполагает конкретизацию личных целей, учет целей и интересов партнера, а также особенностей их соотношения. Цели и интересы сторон контакта следует учитывать в следующих частных признаках:

а) степень совпадения или противоречия, т. е. сотрудничество или конфликт (противоборство). Отсутствие какой-либо взаимосвязи целей характеризует случайные ситуации - общее присутствие. В случае однонаправленной связи целей и интересов сторон образуются три класса ситуаций, характеризующихся тремя типами поведения:

помогающее поведение - цели одного участника направлены на учет интересов другого;

манипулятивное поведение - интересы одного участника включают в себя поведение другого как средство достижения своих целей, причем последний не осознает, что цели его поведения на самом деле предопределены инициатором такого взаимодействия;

конкурирующее поведение. Здесь уместно обратить внимание, что в двух последних случаях происходит столкновение интересов и продуцируются конфликтные отношения;

б) однозначность или множественность целей и интересов партнеров. Поведение участников ситуации может быть направлено на одну или несколько значимых для него целей;

в) субъективная значимость целей. Для сотрудника особый интерес представляют ситуации, имеющие различное значение для участников контакта. Цели участников могут фокусироваться на данной ситуации, а могут быть лишь промежуточными, частными, тогда как главная цель поведения соответствующего участника вынесена вовне этого эпизода общения. Таким образом, смысл и "цена" ситуации различны для партнеров по контакту;

г) открытость для понимания партнерами или маскировка целей поведения.

Управление ситуацией общения включает в себя следующие задачи:

1. Определение ее типа и конкретных признаков;

2. Нахождение "болевых точек" ситуации - таких признаков, воздействие на которые приведет к ее развитию в нужном для Вас направлении;

3. Самоуправление и управляемое воздействие на поведение других участников взаимодействия;

4. Контроль и коррекция развития ситуации для достижения целей контакта. Таким образом, ситуационный анализ обеспечивает понимание исходной ситуации контакта, самоопределение в ней и ее преобразование в соответствии с целями сотрудника.


Индивидуальная социальная терапия. Метод самовоспитания
Самовоспитание – это активный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе социально обусловленных представлений об идеале собственного «я». [23] Метод самовоспитания наиболее успешен, если применять его на базе аутогенной тренировки. В технологическом аспекте этот метод включает следую ...

Выводы
Основываясь на информации, полученной при анализе вышеизложенных методов по психологической коррекции алкогольной зависимости, можно создать программу по преодолению алкогольной зависимости у мужчин и экспериментально ее проверить. Программа должна включать рекомендации для психологов, работающих с алкогольнозависимыми и созависимыми. ...

Принципы и технологии формирования индивидуального и профессионального имиджей человека
На сегодняшний день наиболее активно ученые занимаются разработкой принципов и технологий формирования индивидуального имиджа человека. Рассмотрим психологические принципы и технологии формирования индивидуального имиджа. В основу формирования индивидуального имиджа могут быть положены следующие принципы: – принцип повторения; – прин ...