Материалы » Психологическая характеристика мышления умственно отсталых учащихся » Общее представление о мышлении умственно отсталых детей

Общее представление о мышлении умственно отсталых детей
Страница 2

Иллюстрацией к сказанному может быть такой опыт. Ученикам с нормальным и недоразвитым интеллектом перед обедом начали читать увлекательную сказку. Первые и вторые слушали ее с неподдельным интересом, однако по-разному отреагировали на прекращение чтение. Деть с нормальным психофизическим развитием готовы были отказаться от обеда ради того, чтобы узнать, чем завершится история героев; они быстро и организовано поили и с нетерпением ожидали продолжения. Ученики вспомогательной школы после обеда о сказке даже не вспомнили.

Возможности формирования познавательных интересов учеников вспомогательной школы исследовала Н.Г. Морозова и выделила в этом процессе четыре этапа. На первом из них интерес тесно связан с формами работы, а не с содержанием. Детей можно заинтересовать играми, сказками, ярким наглядным материалом, доступными им заданиями. На втором этапе возникает интерес к процессу усвоения определенных познавательных навыков, который зависит от эмоциональности и резвости объяснения. Интерес к форме и процессу познания может отвлечь от содержания учебного материала.

Например, когда в ученицы седьмого класса спросили, чем ее привлекают уроки украинского языка, она ответила, что ей нравится подчеркивать слова. Содержание рядом с формами и процессом познания начинает интересовать учеников на третьем этапе. На последнем этапе формирования познавательной активности ведущая роль принадлежит умственному поиску. У учеников вспомогательной школы преобладают первый и второй уровни познавательных интересов, а третий и четвертый можно сформировать лишь в части детей путем специально организованной педагогической работы.

Мотивы, которые побуждают умственно отсталого ребенка к познавательной деятельности, часто лежат за пределами этой деятельности. Чаще всего это стремление выполнить требования педагога. Желание узнать что-то новое возникает у этих детей лишь благодаря специальной педагогической стимуляции, эмоциональному "заражению". При этом вызванное таким образом желание требует постоянной поддержки.

Необходимость привлечения мышления для решения проблемной ситуации ради достижения цели, удовлетворения определенной потребности самого ребенка часто приводит к тому, что она или отказывается от намеченного или ожидает помощи со стороны взрослых.

Особенности организации познавательной и практической деятельности, которая требует умственных действий, у учеников вспомогательной школы исследовали Г.М. Дульнев, Б.І. Пинский и др. Они установили, что деть с недоразвитым интеллектом склонны приступать к выполнению задания без надлежащей ориентации в нем, без выразительного осознания цели, анализа условий, планирования. Появление трудностей в процессе выполнения задания может обусловить прекращение работы, потерю цели, упрощения условия.

Например, задание классифицировать изображение предметов за формой выполняется ребенком правильно до тех пор, пока не появляется предметная карточка, отнесение которой к определенной группе вызывает трудности. Тогда эта карточка и все следующие раскладываются наугад или уже не за формой, а по цвету или какой-то другим признаком.

Появление трудностей в опыте на опосредствованное запоминание (за которым сначала необходимо добрать к каждому слову предметную картинку, потом, воспользовавшись установленной связью, за картинкой вспомнить соответствующее слово) приводит к тому, что ребенок с умственной отсталостью вместо воссоздания слов, которые запоминались, называет предметы, изображенные на картинках.

Б.І. Пинский обращает внимание на свойственную умственно отсталым детям склонность к упрощению условия задания (уменьшение количеству требований), в отличие от детей с сохраненным интеллектом, которые могут не достичь цели быстрее в связи с осложнением условия (увеличение количества требований). В отличие от нормального развития при умственной отсталости спонтанно не формируются такие умственные действия, как планирование, контроль, поиск и исправление ошибок, сопоставления конечных и промежуточных результатов с соответствующими целями.

Благодаря специально организованной корекционной работе, особенно на уроках из трудовой учебы, у учеников вспомогательной школы постепенно появляются и совершенствуются умения осуществлять умственные действия, необходимые для организации производительного труда.

Страницы: 1 2 


Выводы
Решая проблему развития памяти у младших школьников с ЗПР, мы провели в ходе исследования констатирующий эксперимент, в котором использовали диагностику развития памяти у младших школьников с ЗПР. В нашем исследовании мы использовали следующие методики: "Диагностика природной памяти" "Диагностика культурной памяти" ...

Принципы исследования психологии больших социальных групп
Содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами. Малые группы и межличностное общение оказываются в роли посредников по отношению к общественному опыту. Поэтому социально-психологический анализ больших групп можно ...

Самосознание и Я-концепция. Самосознание и его место в психической организации жизни человека
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.Г. Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован воп ...