Материалы » Психологические особенности работы с несовершеннолетними » Психологические характеристики несовершеннолетних с асоциальным поведеним

Психологические характеристики несовершеннолетних с асоциальным поведеним
Страница 3

3. Искажения мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищенности, самоутверждений, принадлежности, временной перспективы.

4. Наличие когнитивных искажений, усиливающих дисгармонию личности, "аффективная логика": а) произвольное отражение – формирование выводов при отсутствии свидетельства в их поддержку, например: "я – неудачник" или "я – супермен"; б) селективная выборка – построение заключения, основанного на деталях, вырванных из контекста: "меня в школе никто не любит, так как я плохо учусь"; в) сверхраспространенность – построение глобального вывода, основанного на одном изолированном факте; г) абсолютное мышление, проживание опыта в двух противоположных категориях: "все или ничего", "мир или черный, или цветной"; д) ориентация в жизни на слишком жесткие нормы и требования, нетерпимость и нетерпеливость, не позволяющие отношениям личности обрести устойчивость; е) персонализация – отнесение внешних событий к собственной личности при отсутствии аргументов для такой связи: "эта реплика не случайна, она относится ко мне"; ж) преувеличение негативных событий и минимизация позитивных, что приводит к еще большему снижению самооценки, непринятию "обратных связей", "построению своеобразной стены между собой и социальным окружением".

Мотивы человеческого поведения связаны с потребностями личности. Потребности формируют нормальные социально-значимые и социально-одобряемые мотивы деятельности:

1) физиологические потребности формируют; 2) потребность в физической и психологической безопасности; 3) необходимость в привязанности и любви; 4) потребность в уважении со стороны членов общества; 5) потребность в самореализации.

Можно предложить следующую классификацию мотивов противоправного поведения несовершеннолетних.

1. Биологические мотивы, обеспечивающие физиологическое выживание организма (зачастую подросток кормит себя, родителей-алкоголиков и младших братьев и сестер): украл еду, дрова и т.д.

2. Общегуманные мотивы, удовлетворяющие личные потребности родных и близких. Например, украл велосипед для себя или брата, игрушки для сестры и т.д.

3. Корыстные мотивы с целью материального обогащения.

4. Инфантильные мотивы, где отсутствуют цели жизнеобеспечения или наживы, а доминируют гедонистические (гедонизм – наслаждение) цели с романтическим и приключенческим оттенком. Например, ограбление ларька с целью "приятного" проведения досуга в компании; награбленным не дорожат, остатки еды и питья могут отдать другим.

5. Мотивы самоутверждения в рамках реакции подражания референтной группе, здесь наблюдаются различные варианты групповых противоправных действий.

6. Агрессивные мотивы, которые приводят к хулиганству, актам вандализма, мести, убийствам и т.д., как дифференцированные, так и недифференцированные по направленности.

7. Мотив страха, возможный в двух вариантах: а) подчинение в силу психологической зависимости от членов группы или ее руководителя и б) принуждение в силу физической зависимости и прямых угроз расправы. Именно здесь ярко проявляется борьба мотивов, когда субъект осознает и понимает противоправность деяния, но не может руководить своими действиями.

Преступность несовершеннолетних имеет свои особенности, которые проявляются в уровне и динамике такой преступности, в причинах, условиях и мотивации преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Эти особенности могут быть связаны с определенными свойствами личности несовершеннолетних и их статусом в обществе. Понятие преступности несовершеннолетних связано с определенными возрастными границами и включает четыре возрастные группы несовершеннолетних: 14-15 лет; 15-16 лет; 16-17 лет и 17-18 лет.

Можно нарисовать следующие групповые портреты несовершеннолетних.

Группа 1. Несовершеннолетние правонарушители с диссоциальным расстройством личности. Им свойственно: завышенная самооценка, выраженная личностная незрелость, склонность к демонстративному поведению, эгоизм, выраженное желание доминировать в группе, высокая агрессивность, в особенности – физическая, вербальная агрессия и негативизм, высокий уровень моторных автоматизмов.

Группа 2. Несовершеннолетние правонарушители с другими формами расстройств личности. У них отмечается субдепрессивная реакция на ситуацию задержания, привлечения к ответственности, что сказывается на работоспособности и продуктивности продолжительное время, выражена личностная незрелость, демонстративность, раздражительность. Они также склонны доминировать, делают все возможное для самоутверждения, готовы отстаивать свое мнение, убеждение, трудно переносят субъективно сложные ситуации. У них высокий уровень агрессивности, но выражено чувство вины.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Понятие конфликта. Определение конфликта
Что же такое конфликт? Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей. В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпиз ...

Флегматический темперамент.
Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - у ...

Психологические свойства толпы
Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы. Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах: 1 Когнитивной 2 Эмоционально-волевой 3 Темпераментальной 4 Моральной В когнитивной сфере толпа высказывает разнообразные странности своей психологии. Неспособность ...