Материалы » Детство человека и животного » Родители и дети в животном и человеческом мире

Родители и дети в животном и человеческом мире

У многих видов родители привязаны к своим детям. Часто именно только к своим. Чайка клюет и может даже убить чужого птенца, зашедшего на ее окологнездовую территорию. Есть и люди, которых тоже любят только своих детей. Но у большинства есть и другая любовь - любовь к детям вообще. Скорее всего, она возникла во времена первобытных людей. Крупные человекообразные обезьяны по образу жизни собиратели. Они живут не стадами, а малыми родственными группами. У человека много инстинктивных программ, соответствующих такому же образу жизни: территориализм с его стремлением не пускать посторонних на свою территорию, инстинкт собственности, индивидуальная дистанция - минимальное расстояние до другой особи, нарушение которого вызывает дискомфорт, агрессивность.

Как и некоторые животные, люди помнят и любят своих детей до конца жизни. Дети тоже, но их реакция имеет возрастную программу. Ребенок, родившись, запечатлевает мать - ее голос, запах, даже ритм пульса. Все ее качества окрашиваются положительными эмоциями и не обсуждаются рассудком, пока ребенок находится в зависимом возрасте.

У человеческого ребенка есть потребность иметь отца. Это говорит о том, что у первобытных предков отцы были подключены к заботе о потомстве. У человекообразных обезьян самцы о детях не заботятся и детеныши в отцах не нуждаются. Для многих животных, как и для людей, родитель противоположного пола - модель будущего брачного партнера. Поэтому дети часто проходят период влюбленности в одного родителя и ревности его к другому. С наступлением половой зрелости молодого поколения семья у большинства животных должна распасться, чтобы дети начали самостоятельную жизнь. Инициатива в осуществлении распада семьи у многих видов животных возложена на молодых. Они начинают инстинктивно проявлять такое поведение, которое нетерпимо для взрослых. Подросшие самцы время от времени обращаются с отцом, как посторонние взрослые самцы, раздражая его и даже угрожая ему. На старого самца такие нападки действуют вызывающе, и он дает отпор им, демонстрируя всю мощь своей агрессии, перед которой молодой самец пасует и возвращается к зависимому детскому поведению. Однако стычки повторяются, и в конце концов выводок распадается, так как родители перестают узнавать в молодых своих детенышей, а молодые - своих прежних родителей.

В человеческом обществе это представлено проблемами "отцов и детей". Современные дети, особенно переходного возраста, еще полностью зависимы от родителей юридически, территориально, материально и духовно. Они не могут покинуть семью, что усиливает конфликт. Можно сказать, что подлинно человеческие отношения между родителями и детьми складываются лишь после того, как переходный возраст пройдет.


Средства общения
Общение, будучи сложным социально психологическим процессом взаимопонимания между людьми осуществляется по следующим основным каналам: - речевой (вербальный); - неречевой (невербальный). Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации и как способ воздействия на собеседника. В структуру речевого общения вх ...

Психические расстройства органического генеза
При заболеваниях головного мозга разного генеза отмечаются признаки повышенной истощаемости, снижения памяти, трудности в оперировании абстрактными понятиями, переносным смыслом, инертность мышления. Более точную информацию для дифференцирования органических заболеваний (болезнь Альцгеймера), установление очага поражения головного мозга ...

Принятие решений как рефлексивный процесс
Принятие решений, как рефлексивный процесс, основывается на анализе и оценке ситуации, собственных возможностей субъекта, его знаний, умений и навыков и прогнозе последствий действий. По мнению В.Я.Дубровского, Ю.М.Громыко и др., оценка ситуации происходит не умозрительно, а на основе определенного образа организации жизни, проявляющемс ...