Родители и дети в животном и человеческом мире
У многих видов родители привязаны к своим детям. Часто именно только к своим. Чайка клюет и может даже убить чужого птенца, зашедшего на ее окологнездовую территорию. Есть и люди, которых тоже любят только своих детей. Но у большинства есть и другая любовь - любовь к детям вообще. Скорее всего, она возникла во времена первобытных людей. Крупные человекообразные обезьяны по образу жизни собиратели. Они живут не стадами, а малыми родственными группами. У человека много инстинктивных программ, соответствующих такому же образу жизни: территориализм с его стремлением не пускать посторонних на свою территорию, инстинкт собственности, индивидуальная дистанция - минимальное расстояние до другой особи, нарушение которого вызывает дискомфорт, агрессивность.
Как и некоторые животные, люди помнят и любят своих детей до конца жизни. Дети тоже, но их реакция имеет возрастную программу. Ребенок, родившись, запечатлевает мать - ее голос, запах, даже ритм пульса. Все ее качества окрашиваются положительными эмоциями и не обсуждаются рассудком, пока ребенок находится в зависимом возрасте.
У человеческого ребенка есть потребность иметь отца. Это говорит о том, что у первобытных предков отцы были подключены к заботе о потомстве. У человекообразных обезьян самцы о детях не заботятся и детеныши в отцах не нуждаются. Для многих животных, как и для людей, родитель противоположного пола - модель будущего брачного партнера. Поэтому дети часто проходят период влюбленности в одного родителя и ревности его к другому. С наступлением половой зрелости молодого поколения семья у большинства животных должна распасться, чтобы дети начали самостоятельную жизнь. Инициатива в осуществлении распада семьи у многих видов животных возложена на молодых. Они начинают инстинктивно проявлять такое поведение, которое нетерпимо для взрослых. Подросшие самцы время от времени обращаются с отцом, как посторонние взрослые самцы, раздражая его и даже угрожая ему. На старого самца такие нападки действуют вызывающе, и он дает отпор им, демонстрируя всю мощь своей агрессии, перед которой молодой самец пасует и возвращается к зависимому детскому поведению. Однако стычки повторяются, и в конце концов выводок распадается, так как родители перестают узнавать в молодых своих детенышей, а молодые - своих прежних родителей.
В человеческом обществе это представлено проблемами "отцов и детей". Современные дети, особенно переходного возраста, еще полностью зависимы от родителей юридически, территориально, материально и духовно. Они не могут покинуть семью, что усиливает конфликт. Можно сказать, что подлинно человеческие отношения между родителями и детьми складываются лишь после того, как переходный возраст пройдет.
Знаковые системы неречевого общения
Неречевой вид общения включает следующие основные знаковые системы:
1. Оптико-кинетическая.
2. Пара- и экстралингвистическая.
3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса.
4. Визуальный контакт.
5. Ольфакторная (обонятельная, запаховая)
Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение р ...
Значение оценки в
возникновении стресса у школьников
Поступление в школу значительно расширяет круг социальных контактов ребенка, что неизбежно влияет на его Я-концепцию. Школа способствует самостоятельности ребенка, его эмансипации от родителей, предоставляет ему широкие возможности для изучения окружающего мира — как физического, так и социального. В школе приобретают более важное значе ...
Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
Развивающая работа ориентирована на создание социально- психологических условий для целостного психологического развития школьников, прежде всего на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферу психической жизни и самосознание детей преимущественно средствами преподавания психологических знаний. Психокоррекционная работа ор ...