Материалы » Детство человека и животного » Страхи детей и детенышей животных

Страхи детей и детенышей животных

Дети очень любят качели. И в этой страсти они нашли бы общий язык с детенышами обезьян или медведей, но ни щенку, ни жеребенку качели не доставляют удовлетворения. Потому что у них нет врожденных программ брахиации (перепрыгивание с ветки на ветку, раскачавшись на руках), а у людей эти программы сохранились. И один из мотивов снов почти у всех людей - полеты во сне - полет брахиатора. И отсюда ночные кошмары, воспроизводящие ощущение при падении в бездну, - частый страх для брахиатора промахнуться и разбиться. Темноты люди тоже боятся инстинктивно как все дневные животные, а не в силу каких-то реальных опасностей.

Все животные наделены инстинктом самосохранения, страхом смерти - программами, обеспечивающими узнавание главных, стандартных опасностей с первого предъявления. Для гусенка или индюшонка это летящий темный крест с укороченной передней перекладиной - образ хищной птицы. У многих детенышей птиц и зверей врожденный образ хищника - совы, кошачьих - это овал с острыми ушами, круглыми, нацеленными на них глазами.

Самый страшный хищник для наземных приматов и первобытных людей - леопард. Увидев днем в листве маску - морду леопарда, дети пугаются ее сразу. Усиливая "хищные признаки" в облике животных, художники и мультипликаторы создают образы кровожадных хищников для того, чтобы дети пугались. Они хотят этого сами, нуждаются в этом. Если взрослые не дают этого, они придумывают их сами, то есть по сути сами устраивают для себя игровое обучение узнавать хищников и проверять свои врожденные реакции на них.

Для животных их хищник - это тот, кто, в конце концов, окончит их дни. Но для детенышей он не страшен и отвратителен, а завораживающе прекрасен. Таким его заставляет видеть программа, которая есть у очень многих животных.

Б. Спок выделяет в развитии духовной жизни детей период после четырех лет как период интенсивного раздумья о смерти, ее причинах, способах избежать ее. Не только разговоры взрослых или смерть кого-то из них, но в большей мере наблюдения гибели мелких зверьков, птиц, насекомых, цветов питают размышления ребенка. В конце концов, маленький человек осознает, что, скорее всего тоже смертен, но уверен, что ему удастся перехитрить смерть. Современный ребенок, подчиняясь древней программе, упорно анализирует то, о чем, казалось бы, ему лучше пока что совсем ничего не знать. Именно в этом возрасте дети часто совершают внешне беспричинные, жестокие убийства мелких животных. Потребность своими глазами увидеть смерть - одна из причин этого[5].


Гуманистическое направление
Основные задачи данного направления - философские идеи экзистенциализма (М. Хайдеггер, П. Сартр, А. Камю) и феноменологии (Э. Гуссель, П. Рикер). Соответственно, главный акцент ставится на изучение проблемы времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственности и выбора, проблемы общения, любви и одиночества, поиска смысла существов ...

Личность в группе
Личность в системе коммуникативных, интерактивных и перцептивных воздействий. Проблема социальной идентичности личности. Коммуникативные свойства личности. Когнитивная компетентность личности и ее «когнитивный стиль». Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических характеристик личности. Перспективы с ...

Опережающее возбуждение
П.К. Анохин настойчиво искал ответ на вопрос, по каким признакам организм определяет окончание компенсации или приспособительное значение любого поведенческого акта. Как организм исправляет ошибки поведенческой деятельности? Ответ дали опыты, проводившиеся по оригинальной методике, сущность которой состояла в том, что производилась внез ...