Введение
Страница 1

Различные предметы и явления окружающего мира обладают свойствами и отношениями, которые можно познать при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), а также свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и с помощью обобщений, т. е. посредством мышления [8].

За счёт этого процесса человек может выделить наиболее существенные признаки предмета, познать этот предмет. Осуществляя мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизацию), мы приобретаем новые знания. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить свой чувственный опыт, установить причинно-следственные закономерности между явлениями действительности, а также делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.

И.П.Павловым было установлено, что физиологической основой мышления человека является сложная деятельность, выполняемая обеими сигнальными системами. Наиболее большое значение имеет вторая сигнальная система, так как мышление неразрывно связано с речевой деятельностью человека [1].

В современной психолого-педагогической литературе (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев) отмечается, что отличительной особенностью деятельности детей с нарушениями в развитии являются нарушения его познавательной деятельности связанное с неполноценностью чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Недостатки речевого развития затрудняют им выявить существенные признаки предмета и установить связи между ними. Особенно нарушения ярко выражены в операциях обобщения и опосредованного познания [12].

Целенаправленные занятия по формированию мышления приучают ребенка ориентироваться в окружающем мире. Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Поэтому изучение данной проблемы имеет теоретическое значение [7].

Изучением наглядно-образного мышления детей с недоразвитием речи занимались О.Н.Усанова, Т.Н.Синякова, М.А.Фотекова, В.А.Ковшикова, Ю.А.Элькин, Л.И.Белякова, Ю.Ф.Гаркуша, Э.Л.Фигередо.

Цельнашего исследования - изучение особенностей наглядно-образного мышления дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объектисследования - особенности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста.

Предметисследования – особенности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ОНР.

В основу исследования положена следующая гипотеза

: наглядно-образное мышление детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризуется рядом особенностей: трудности в установлении аналогий, недостаточная гибкость мышления, трудности в установлении причинно-следственных связей.

Для достижения поставленной цели требовалось решение следующих задач

:

- проанализировать степень разработанности проблемы мышления в литературных источниках;

- в ходе исследования изучить особенности наглядно-образного мышления детей с ОНР;

- сравнить особенности наглядно-образного мышления детей с ОНР и их нормально развивающихся сверстников;

Нами использовались следующие методыисследования: теоретические – анализ психолого-педагогической и методической литературы, педагогический эксперимент (констатирующий), статистические – качественная и количественная обработка результатов эксперимента.

Страницы: 1 2


Особо опасные активные антисоциальные.
Многократно судимые рецидивисты. Устойчивое преступное поведение против общества и его ценностей. Грабежи, кражи, разбои, хулиганство, насилие и т. д. От ситуации не зависят, ситуацию для преступления они создают сами. В эту группу также могут входить профессиональные преступники – преступления, источник существования (бандиты, крупные ...

Психическое состояние
Во время опроса девочка держится спокойно, уверенно. Внешне опрятна, волосы прибраны, одежда чистая, аккуратная. Поведение упорядоченное. Контакту доступна, общительна. Сознание ясное. Речь с аграмматизмами, словарный запас скудный. Ориентирована в окружающей обстановке, месте и времени. Общая осведомленность скудная, адрес знает не точ ...

Следующая буква
Время проведения: 3 мин Кажду букву алфавита можно обозначить следующей за ней буквой, например: а-б, б-в, в-г , я-а. Слово брат будет выглядеть так: В с б у. Опираясь на это принцип, составьте новый шифр. ...