Заключение
Страница 1

Мнемическим действиям нужно учить, давать советы по организации памяти, приемам запоминания. Важно помнить, что запоминает не мозг сам по себе (как это делает глина с отпечатками следов обуви), а активно действующий человек. Человек же действует активно тогда, когда хочет и умеет, иначе говоря, когда у него мобилизованы мотивы (интересы, потребности, эмоциональные отношения, убеждения, идеалы) и сформированы хотя бы начальные способы, приемы мнемических действий.

Ориентировочную часть мнемических действий составляют, прежде всего знания о том, что нужно делать с учебным материалом, чтобы он пригодился в будущем и поэтому остался в памяти. Я для себя в этом случае составляю план материала, разбив на части и выделив опорные пункты, сравниваю с ранее изученным материалом, пытаюсь пересказать «своими словами» в сознательно измененном порядке, критически оцениваю его с точки зрения связности, полезности, интересности, доходчивости, пытаюсь предложить лучшую «конструкцию» материала. Если же материал «плохо идет» в память, то задумываюсь и над тем, полезен ли, нужен ли он для меня в будущей деятельности (быть может, не надо забивать им голову, а лучше хранить в виде записей, картотеки, к которым в нужный момент можно обратиться). Полезно знать, что плохим может быть предлагаемый к запоминанию материал, а не сама по себе память человека.

Хорошо, когда в ориентировочную часть действия входит знание данным человеком индивидуальных особенностей своей памяти (запоминает ли он лучше словесные формулировки или наглядные образы, притом какие – зрительные или иные; известно, что вместо «узелков на память», записей или «зарубок» можно использовать и пахучие вещества – понюхал и запомнил то, что в памяти связано с данным запахом). И пусть каждый сам решает, что ему записать, что зарисовать, а что он и так запомнит на всю оставшуюся жизнь. К примеру, я с мамой давно ездили, в тогда еще Ленинград в гости и в моей памяти до сих пор остался запах духов хозяйки квартиры.

Исполнительную часть мнемических действий составляют осуществляемые с помощью такого орудия, как слово, речь, мысленные преобразования запоминаемого материала. Эти преобразования сводятся к двум основным разновидностям – анализу (мысленному расчленению, разборке материала на части, или мысленному выделению практически не отделимых признаков) и синтезу (мысленному объединению, структурированию, построению, сборке, соединению чего - либо).

Мнемическое действие является внутренним в том смысле, что даже его исполнительная часть не бросается в глаза не только стороннему человеку, но и тому, кто занят запоминанием или припоминанием. Всякому внутреннему действию учить труднее, чем внешнему. Поэтому здесь особенно важно соблюдать принцип «извне – внутрь». То, что обучаемый должен будет уметь делать «про себя», «в уме».

Приемами припоминания (восстановления в сознании) я пользуюсь, на пример при ответе на зачете, экзамене, задаю себе вопросы, относящиеся к главным и к побочным признакам материала («на какой это странице – на левой или правой – было описано, были там рисунок, схема или просто текст…»). Это очень помогает.

Страницы: 1 2


Маниакально-депрессивный психоз
Маниакально-депрессивный психоз – это заболевание, протекающее в форме депрессивных и маниакальных фаз, разделенных интермиссиями, то есть состояниями с полным исчезновением психических расстройств. Заболевание не приводит к изменениям личности и дефектам в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере, несмотря на многократные рецидивы ...

Организация и методика проведения психодиагностического обследования. Организация и методика психодиагностического обследования
Обследование дошкольников проводилось в частном детском саду города Полевского. Обследование проводилось в период с 1.05 по 8.05.2007 г. Общее количество обследуемых – 8 человек, из которых 6 мальчиков и 2 девочки, средний возраст в группе – 5,5 лет. Возрастной разброс в выборке составил 3 года: самому старшему респонденту – 7 лет, само ...

Образование стресса в результате расхождения образов «Я»
Кац и Зиглер пытались также выяснить, существует ли зависимость между сильным расхождением в образах Я и психическими нарушениями. Они провели сопоставительное исследование в школах с раздельным обучением нормальных детей и детей с эмоциональными нарушениями и пришли к выводу, что у последних идеальное Я меньше отличается от реального. ...