Заключение
Страница 1

Мнемическим действиям нужно учить, давать советы по организации памяти, приемам запоминания. Важно помнить, что запоминает не мозг сам по себе (как это делает глина с отпечатками следов обуви), а активно действующий человек. Человек же действует активно тогда, когда хочет и умеет, иначе говоря, когда у него мобилизованы мотивы (интересы, потребности, эмоциональные отношения, убеждения, идеалы) и сформированы хотя бы начальные способы, приемы мнемических действий.

Ориентировочную часть мнемических действий составляют, прежде всего знания о том, что нужно делать с учебным материалом, чтобы он пригодился в будущем и поэтому остался в памяти. Я для себя в этом случае составляю план материала, разбив на части и выделив опорные пункты, сравниваю с ранее изученным материалом, пытаюсь пересказать «своими словами» в сознательно измененном порядке, критически оцениваю его с точки зрения связности, полезности, интересности, доходчивости, пытаюсь предложить лучшую «конструкцию» материала. Если же материал «плохо идет» в память, то задумываюсь и над тем, полезен ли, нужен ли он для меня в будущей деятельности (быть может, не надо забивать им голову, а лучше хранить в виде записей, картотеки, к которым в нужный момент можно обратиться). Полезно знать, что плохим может быть предлагаемый к запоминанию материал, а не сама по себе память человека.

Хорошо, когда в ориентировочную часть действия входит знание данным человеком индивидуальных особенностей своей памяти (запоминает ли он лучше словесные формулировки или наглядные образы, притом какие – зрительные или иные; известно, что вместо «узелков на память», записей или «зарубок» можно использовать и пахучие вещества – понюхал и запомнил то, что в памяти связано с данным запахом). И пусть каждый сам решает, что ему записать, что зарисовать, а что он и так запомнит на всю оставшуюся жизнь. К примеру, я с мамой давно ездили, в тогда еще Ленинград в гости и в моей памяти до сих пор остался запах духов хозяйки квартиры.

Исполнительную часть мнемических действий составляют осуществляемые с помощью такого орудия, как слово, речь, мысленные преобразования запоминаемого материала. Эти преобразования сводятся к двум основным разновидностям – анализу (мысленному расчленению, разборке материала на части, или мысленному выделению практически не отделимых признаков) и синтезу (мысленному объединению, структурированию, построению, сборке, соединению чего - либо).

Мнемическое действие является внутренним в том смысле, что даже его исполнительная часть не бросается в глаза не только стороннему человеку, но и тому, кто занят запоминанием или припоминанием. Всякому внутреннему действию учить труднее, чем внешнему. Поэтому здесь особенно важно соблюдать принцип «извне – внутрь». То, что обучаемый должен будет уметь делать «про себя», «в уме».

Приемами припоминания (восстановления в сознании) я пользуюсь, на пример при ответе на зачете, экзамене, задаю себе вопросы, относящиеся к главным и к побочным признакам материала («на какой это странице – на левой или правой – было описано, были там рисунок, схема или просто текст…»). Это очень помогает.

Страницы: 1 2


Прием комплимента (психологическое поглаживание).
Комплимент - это некоторое завышение шкалы самооценки личности, переданное путем внушения. Каждый человек хочет быть умнее, добрее, красивее, компетентнее, опытнее, чем он есть на самом деле. Когда эта потребность удовлетворена, то возникают положительные эмоции и расположение к источнику положительных эмоций. Комплимент подразумевает в ...

Анализ и интерпретация полученных данных
Анализируя данные, представленные в таблице, следует обратить внимание на то, что у испытуемых представлены высокие баллы практически по всем шкалам (больше 3 баллов). Качественный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что по шкалам физическая агрессия, негативизм и словесная агрессия уровень выраженности шкал имеет наибольшее зн ...

Восприятие и понимание человека человеком.
Процесс формирования образа другого человека достигается "прочтением" физических характеристик, психологических свойств и особенностей поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация и рефлексия. При оценке восприятия необходимо учитывать: 1. Объект восприятия не пассивен и не безразличен по ...