Узнавание и воспроизведениеСтраница 2
При этом одни ассоциации закрепляются, будучи необходимыми или полезными, так кА помогают ориентироваться и активно действовать; другие, наоборот, могут вызвать образы и мысли, отвлекающие человека, мешающие ему работать с определенной последовательностью и четкостью или говорить то, что следует, и потому они тормозятся.
Организованность и целенаправленность всякой серьезной деятельности в человеческом обществе придает памяти, и в частности процессам воспроизведения, избирательный и намеренный характер. Обыкновенно люди вспоминают именно то, что требуется воспроизвести в данном жизненном положении, что имеет значение для успешного удовлетворения их потребностей. Однако не редко то, что надо воспроизвести по ходу деятельности, не возобновляется сразу же в виде чувственных образов, слов или движений. Торможение, вызванное посторонними впечатлениями и утомлением, препятствует воспроизведению. В этом случае оказывается, что у человека нет готовности воспроизвести знакомый материал. Последний временно или надолго забыт.
Во многих случаях, тем не менее, ему приходится самому, напряженно, упорно думая о том, что связано с забытыми впечатлениями, фактами, формулировками, добиваться припоминания, т.е. преднамеренного и активного воспроизведения. При процессах припоминания забытой ли математической формулы, правила правописания, дозировки отдельных составных частей в сложном рецепте или лирического стихотворения, соответствующего настроению, легко подметить единство процессов памяти с активным размышлением, напряжением воли, сосредоточением внимания. Это обнаруживается даже в выражении лица припоминающего человека.
Известны случаи, когда временно забытое впоследствии вспоминается без усилий. Так, ученик, тщетно пытавшийся вспомнить на экзамене по географии столицы государств Латинской Америки, рассказывая дома об ответе, к своему удивлению легко вспоминает и совершенно правильно называет их. Возможной причиной его недавней забывчивости было утомление, вызванное поздними занятиями накануне. Между тем, когда напряжение спало, произошло «всплывание» того, что требовалось воспроизвести. Для этого уже нет необходимости в каких-либо усилиях. Все происходит «само собой». Это явление имеет название реминисценция – непроизвольное возобновление образов прошлого без реализации задач припоминания.
Неправильные мотивы
учения школьников как причина школьного стресса
Несмотря на то, что в лаборатории ведутся исследования, касающиеся различных сторон отношения школьников к действительности, исследования, связанные с отношением детей к учению и школе, рассматриваются как центральные.
Анализируя характер отношения школьников к учению (любит ли данный школьник учиться, старательно или небрежно он относ ...
Условия профессионального и личностного роста. Мотивация как процесс побуждения к
действию и достижению успеха
Проблема мотивов и мотивации поведения – одна из стержневых и наиболее трудных в психологии. "Трудность здесь состоит в том, - писал Б.Ф. Ломов, - что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения". Не случайно, поэтому многие психо ...
Характеристика применяемых диагностических методик
Для выявления особенностей протекания идентификации использовались следующие методики: проективный тест «Рисунок человека» Сидни Леви и опросник А.И. Захарова «Идентификация детей с родителями» [прил.1]. У техники анализа рисунков нет достаточной экспериментальной валидизации, она нередко дает двусмысленную информацию. Однако анализ рис ...

