Заключение

Игра определяется как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, направленный на познание ребенком окружающего мира, социализации, путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.

Игра вызывает качественные изменения в психике дошкольника, которые обуславливаются психологическими особенностями игры. Среди последних можно выделить:

Игровые действия носят знаковый (символический) характер. Игровые действия имеют место только тогда, когда ребенок под одним действием начнет подразумевать другое. В этом состоянии принципиальные отличия игровых действий от манипулятивных с предметами, которая осуществляется как выполнение действий, показанных взрослыми. Игровые заместители должны давать возможность действовать с ними, так как с замещаемыми предметами. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, например, что полспички будет мишуткой, а целая спичка – мишкой.

В игровой деятельности ребенок определяет себе ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с ней. Чаще всего ребенок берет на себя роль взрослого: мамы, воспитательницы. Обязанности по отношению к окружающим – это то, что ребенок считает необходимым исполнить, исходя из роли, которую он берет на себя. Другие же дети ожидают, чтобы эти действия выполнялись правильно. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к участникам игры, выполняющими другие роли. Таким образом, в игре происходит усвоение ребенком отношений, существующих между людьми в процессе их деятельности.

Важнейшей характеристикой игры является сюжет. Именно отраженная в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Сюжет часто зависит от возраста, так как у старших дошкольников шире сфера действительности, с которой они сталкиваются.

Наравне с сюжетом игра характеризуется содержанием, тем, что ребенок выделяет как основные моменты деятельности взрослого. В разном возрасте при одних и тех же сюжетах дети выделяют разное содержание: в младший дошкольник в качестве содержания игры воспроизводят реальные действия взрослых людей с предметами. Для среднего дошкольного возраста основным содержанием игры являются отношения между людьми. Для старших дошкольников главным является подчинение правилам, вытекающих из взятой на себя роли.

Игра характеризуется наличием двух видов взаимоотношений – игрового и реального. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело (они договариваются о сюжете, выполняемых ролях). Игровые взаимоотношения – отражают отношения по сюжету и роли. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников.

Игра также способствует интеллектуальному развитию ребенка. В игре ребенок действует с заместителями предметов – это заставляет его мыслить абстрактно.

Способствует также игра и развитию речи дошкольника. Если ребенок будет не в состоянии внятно и понятно для окружающих высказать мысль, то не сможет договориться с окружающими о правилах и условиях игры.

Наконец, игра способствует развитию личности ребенка в целом. Так, через игру дошкольник знакомится с манерой поведения и взаимоотношения взрослых и усваивает их.


Основные стрессоры в жизни ребёнка
Таблица 1. Основные стрессоры в жизни ребёнка ...

Организация и методика проведения психодиагностического обследования. Организация и методика психодиагностического обследования
Обследование дошкольников проводилось в частном детском саду города Полевского. Обследование проводилось в период с 1.05 по 8.05.2007 г. Общее количество обследуемых – 8 человек, из которых 6 мальчиков и 2 девочки, средний возраст в группе – 5,5 лет. Возрастной разброс в выборке составил 3 года: самому старшему респонденту – 7 лет, само ...

Динамические процессы в малой группе
Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Зависимость исследований групповой динамики от теоретического и методологического позиций исследователя. Значение исследований групповой динамики в школе К. Левина. Механизмы формирования малых групп. Превращение внешне заданной группы в психологическую реальность для членов г ...