Материалы » Манипулятивные приемы » Каковы способы и средства манипулирования

Каковы способы и средства манипулирования
Страница 2

Уловки манипулятора легко отличимы от всех остальных видов психологического воздействия.

Вот некоторые виды манипуляций, возможные в семье или на работе:

· Манипуляция "Обезьяна на шее".Подчиненный обращается к начальнику: "Вы поручили мне достать автокран. Они есть (там-то), но не с моим авторитетом к ним обращаться. Вот если бы вы пару слов сказали — я могу набрать телефон их начальника". Польщенный шеф соглашается: "Ладно, давай скажу".

Но чаще всего одним звонком дело не решается: то нужного человека нет, то выдвинуты встречные условия. "Ну ладно, иди, я решу этот вопрос", — говорит начальник. На следующий день подчиненный заглядывает в кабинет с видом полной покорности и просящим тоном интересуется: "Ну, как, не решили?". Занятый текучкой руководитель машет на него: "Иди, работай, решу". Через некоторое время подчиненный снова интересуется, решен ли вопрос.

Как же получилось, что роли поменялись, что исполнителем стал руководитель, а контролирующим — подчиненный? Ответ даст трансактный анализ.

Ясная трансакция со стороны подчиненного — уважительное обращение подчиненного как "Взрослого" к начальнику-"Родителю" (ВР) (трансакция "Парламентер") дополняется скрытой трансакцией— беспомощность, обращающаяся за покровительством (фактически подчиненный выступал как "Дитя", обращающееся за помощью к "Родителю" (Д—Р: трансакция"Недотепа").

Подыграв самолюбию начальника, подчиненный спровоцировал его на покровительственную позицию Д—Р, которая в данном случае означает выполнение за подчиненного его работы.

На управленческом жаргоне поручение, висящее на исполнителе, называется "обезьяна на шее". Можно сказать, что в описанном случае "обезьяна" перескочила на шею начальника. Манипуляция "Меня рвут на части". Сотрудник охотно берет на себя много поручений, в том числе и общественных, но когда от него пытаются получить какой-то конкретный результат — ссылается на перегруженность, перечисляя все, что на него "навалено". Любопытно, что некоторые поступают так не до конца осознанно, искренне считая, что отдаются работе до конца.

· Манипуляция "Казанская сирота".Манипулятор держится подальше от руководства, чтобы сослаться на то, что им не руководили, никто ему не помогает, никто его слушать не хочет.

· Манипуляция "Дитя на работе".

Эту манипуляцию разыгрывают некоторые работники, прикидываясь бестолковыми. Про таких говорят: быстрее самому сделать, чем ему что-то объяснить, да еще и переделывать придется. Типичные высказывания манипуляторов этого толка: "Я не профессор", "Я слабая женщина".

· Манипуляция "Дитя в семье".

Во многих семьях эту манипуляцию с выгодой для себя разыгрывают мужья. Достигается это исполнением роли беспомощного "Дитя", чтобы жена ни поручила (например, сходить в магазин, сделать уборку, позаниматься с ребенком), он делает так, что приходится переделывать. В итоге вся тяжесть домашней работы оказывается взваленной на слабые женские плечи. Не случайно некоторые женщины, называя число своих детей, включают в него и мужа. В каждой шутке есть доля истины.

Страницы: 1 2 3 4


Пример
Преподаватель предложил 125 учащимся контрольное задание, состоящее из 40 вопросов. В качестве оценки теста выбиралось количество вопросов, на которые были получены правильные ответы. Распределение частот различных результатов приводится в таблице № 4. Необходимо определить каков 25-й процентиль в группе 125 оценок, т.е. чему равен Р25. ...

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деят ...

Периоды и этапы развития конфликтов. Эскалация и деэскалация конфликта.
Эскалация конфликта (от лат. scala – лестница) – это прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Эскалация конфликта – это часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослабл ...