Каковы способы и средства манипулированияСтраница 3
· Манипуляция "Обиделся".
Предположим, что один из супругов в ожидании того, что к нему обратится супруг с просьбой, которую ему не выполнить неудобно, а выполнять не хочется, решается отгородиться от этой просьбы небольшим охлаждением отношений. Пусть, для определенности, это будет муж. Он говорит: "Дорогая, ты не видела, где ключи?", но произнесено это не обыденным тоном, а виноватым голосом с подтекстом: "Ты уж не сердись, я такой бестолковый, все время тебя отвлекаю". Это провоцирует сердитый ответ жены: "Ты что ослеп? Ключи на трюмо!". Теперь можно сделать обиженный вид и не разговаривать с женой, не выполнять ее просьб.
Таким образом, явная трансакция мужа была как "Коллега". (В—В), но тон, пристройка снизу задают скрытую трансакцию "Недотепа", на которую и реагирует жена, отвечая трансакцией "Босса": "Ослеп что ли, вот, на трюмо лежат".
· Манипуляция "Ежели бы не было тебя".
Разыгрывается в семьях, как женами, так и мужьями. Жена: "Эх, дура я, дура, что вышла за тебя. Вон Сашка, как ухаживал, а сейчас — он большой человек. А ты кто? Молодость мою загубил" и т. д. Цель манипуляции — создать чувство вины у мужа и управлять им: трансакция "Босс" (Р—Д) с той целью, что муж примет это распределение позиций.
Или муж: "Ты мне для работы никаких условий не создаешь. Если б не было тебя, давно бы уже диссертацию защитил".
· Манипуляция "Домашний мудрец".
Член семьи, нередко старший по возрасту, постоянно поучает остальных по всем вопросам. Когда у кого-то что-нибудь не получается, делает замечания: "Надо было сделать иначе .". Когда же его спрашивают: "Скажите, как поступить, мы так и сделаем", отвечает: "А что вам говорить, вы все равно по-своему сделаете".
Эта манипуляция имеет целью достижение психологического комфорта, реализуемого прочно захваченной позицией "Родитель", пристройкой сверху к остальным членам семьи.
· Манипуляция "Жалко?"
.Один спрашивает другого: "Как у тебя с деньгами, нормально?" — "Да вроде нормально". — "А я на мели. Одолжи до зарплаты, продуктов не на что купить". Естественный для наших людей диалог.
Однако представим, что просящий однажды уже подводил кредитора — очень долго не отдавал долг. Поэтому желания вновь одалживать ему нет. Однако отказать — жестоко: у него семья голодать будет, а у меня деньги лежат без пользы, и представляется возможным сделать доброе дело. Откажу — заслужу репутацию жмота. И даем, хотя и ругаем себя за это. Налицо манипуляция. Механизм ее таков. Первая трансакция — подготовительная ("Коллега — Коллега", чтобы получить нужную информацию. Вторая — "Взрослый — Родитель" ("Парламентер"). Человек в беде, не принято отказывать в помощи; напрашивается ответная трансакция "Родитель — Взрослый": оказать покровительство, помощь.
· Манипуляция "Толстокожий".
Ученик не хочет сидеть на уроках некой учительницы. Но просто пропускать уроки — вызовут родителей. Тогда он решает использовать несдержанность учительницы на язык: кода она выведена из себя, может и обозвать. Ученик с начала урока начинает "доводить" ее. Она делает ему замечание, другое, третье. А так как до него "не доходит", она начинает давать ему нелестные эпитеты, а поскольку он "толстокожий" и не реагирует, то по закону эскалации конфликтогенов доходит до оскорбления. Тут манипулятор с шумом поднимается: "Я не намерен терпеть оскорбления" — и покидает класс, точно зная, что учительница не будет на него жаловаться. Можно пропустить и еще несколько уроков.
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения .Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. К этому периоду можно отнести возраст детей от5.5 до 7 ...
Снижение работоспособности и эффективности
преподавания у учителей
Под влиянием депрессивного состояния у учителей может снизиться работоспособность и эффективность преподавания. Выше было сказано, что депрессия может сопровождаться сниженного, тоскливого настроения, психомоторного и интеллектуального торможения. Отмечается снижение творческой активности, тягостное чувство неудовлетворенности собой, об ...
Эмпирическое исследование эмоциональной сферы больных алкоголизмом. Программа и методы исследования
Эмоциональные нарушения у больных алкоголизмом занимают важное место в клинике заболевания. Во многих исследованиях отмечается, что эмоционально-волевые нарушения возникают гораздо раньше, чем интеллектуально-мнестические
Аффективные расстройства у больных алкоголизмом достаточно выражены и часты. Спектр этих расстройств достаточно шир ...

