Материалы » Психология поведения толпы » Основная часть. Понятие толпы. Механизм ее формирования

Основная часть. Понятие толпы. Механизм ее формирования

Люди и отдельный человек, даже не испытывая на себе психическое давление со стороны других, а только воспринимая давление этих других, заражаются их поведением, подчиняются и следуют ему. Разумеется, возможно, и неподчинение, но индивид, как правило, рационально объясняет его самому себе. Без этого разъяснения «неподчинение» неизбежно вызывает внутреннее беспокойство у индивида.

Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел её поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей или обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заряжаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в неорганизованное скопление или в толпу.

Толпа – бесструктурное скопление, лишённых ясно осознаваемой цели, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Термин «Толпа» вошёл в социальную психологию в период мощного революционного подъёма масс в XIX. – начале XX. в.в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.

Весьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

При объединении индивидов в группы, которые негодуют по определённому поводу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.

Основные механизмы формирования толпы и развития её специфических качеств – циркулярная реакция, т.е. нарастающее взаимонаправленное эмоциональное «заряжение», а так же слухи.

Определены даже основные этапы формирования толпы:

1. Образование ядра толпы.

Первоначальное ядро толпы может сложиться под влиянием чётких соображений и ставить перед собой вполне определённые цели. Но в дальнейшем ядро обрастает лавинообразно и стихийно. Толпа увеличивается, вбирая в себя людей, которые, казалось бы, ничего общего друг с другом до этого не имели. Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание людей и рождает в них интерес. Будучи взволнованным этим событием, индивид, присоединившийся к уже собравшимся, готов утратить некоторую часть своего обычного самообладания и получить возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся проявлять схожие эмоции и удовлетворить новые эмоциональные потребности через психическое взаимодействие.

2. Процесс кружения.

В процессе кружения чувства ещё больше обостряются, и возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее кружение на основе продолжающей циркулярной реакции нарастает. Нарастает и возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немедленным действиям.

3. Появление общего объекта внимания.

На этом этапе появляется новый общий объект внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участника толпы. Этот образ – результат «творчества» самих участников. Возникновение такого воображаемого объекта становится фактором, сплачивающим толпу в единое целое.

4. Активация индивидов в единое целое.

Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов дополнительным стимулированием возбуждения, соответствующего воображаемому объекту. Чаще всего такое стимулирование происходит как результат руководства лидера. Оно пробуждает толпу приступить к конкретным, часто агрессивным действиям. Среди толпы обычно выделяются зачинщики, которые и развёртывают активную деятельность и исподволь направляют поведение этой толпы. Участники толпы, в большинстве своём не являются зачинщиками, но оказываются в сфере влияния толпы и активно участвуют в её действиях. Среди них оказываются и агрессивные личности, желающие дать разрядку свои эмоциям, и обычные обыватели, примкнувшие к толпе просто из-за интереса. Участниками толпы оказываются и просто любопытные, наблюдающие со стороны. Они не вмешиваются в ход событий, однако их присутствие увеличивает массовость и усиливает влияние стихии толпы на поведение её участников.


Родители и дети в животном и человеческом мире
У многих видов родители привязаны к своим детям. Часто именно только к своим. Чайка клюет и может даже убить чужого птенца, зашедшего на ее окологнездовую территорию. Есть и люди, которых тоже любят только своих детей. Но у большинства есть и другая любовь - любовь к детям вообще. Скорее всего, она возникла во времена первобытных людей. ...

Характеристика применяемых диагностических методик
Для выявления особенностей протекания идентификации использовались следующие методики: проективный тест «Рисунок человека» Сидни Леви и опросник А.И. Захарова «Идентификация детей с родителями» [прил.1]. У техники анализа рисунков нет достаточной экспериментальной валидизации, она нередко дает двусмысленную информацию. Однако анализ рис ...

Развитие мышления.
Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер. Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется ...