Заключение

В данной работе представлено исследование развития непосредственного и опосредствованного запоминания. Наше исследование было направлено на проведение частичной репликации методики А.Н. Леонтьева по изучению опосредствованной и непосредственной памяти у испытуемых подросткового возраста.

Выдвигались гипотезы: основная гипотеза о том, что у современных подростков уровень развитие высших психических функций, в частности непосредственной и опосредствованной памяти, является более высоким по сравнению с подростками 1920-х гг. Частная гипотеза 1 заключалась в том, что условия эксперимента – место его проведения и изменения самой методики не оказывают значительного влияния на полученные результаты.

Дополнительно мы проверяли частную гипотезу 2 о том, что при использовании более сложного метода (способа) опосредствования – буквенного – эффективность запоминания будет снижена по сравнению с другими условиями запоминания.

Для проверки гипотез проводилось экспериментальное исследование, включавшее четыре серии и три условия запоминания (непосредственное, картинно-опосредствованное – две серии и буквенно-опосредствованное запоминание). Испытуемыми были подростки - ученики 7 класса ГОУ СОШ СВАО г. Москвы (2007-2008 гг.), 8 класса ГОУ Лицея ЮАО г. Москвы (2008-2009 гг.), 6 класса ГОУ Центра Образования ЦАО г. Москвы (2008-2009 гг.).

Общее заключение относительно данных по исследованию состоит в том, что в целом методика экспериментов А.Н. Леонтьева является достаточно надежной и устойчивой к влиянию методических помех – условия проведения эксперимента не оказывают значительного влияния на его результаты. Однако место проведения исследования в сочетании с воздействием личности экспериментатора некоторым образом изменяют получившиеся данные по репродукциям слов.

Согласно нашим результатам, показатели по воспроизведению в условиях с непосредственным и картинно-опосредствованным запоминанием в целом формируют закономерность, аналогичную той, которая была описана А.Н. Леонтьевым. В то же время современные подростки показывают более высокие показатели при непосредственном запоминании и последующем воспроизведении, чем испытуемые сравнимого возраста конца 1920-х гг., что можно интерпретировать как частичное подтверждение основной гипотезы о том, что у современных подростков уровень развитие высших психических функций, в частности непосредственной памяти, является более высоким. Вместе с тем неоднозначной является ситуация с опосредствованным запоминанием - картинно-опосредствованное запоминание современного подростка не может быть охарактеризовано как более высокое по сравнению со сверстниками 20-х годов прошлого века. Помимо этого, оказалось, что плохо освоенный и сложный прием опосредствования дает более низкие результаты, чем остальные способы запоминания. Исходя из наших данных, испытуемые подросткового возраста могут использовать различные способы буквенного опосредствования, но, тем не менее, результативность запоминания в этом условии, в целом, является низкой. Возможно, этот факт связан с непривычностью данного приема запоминания; либо причина заключается в его низкой эффективности. Для получения однозначного вывода требуется продолжение исследование на более обширной выборке. Выделенные нами предварительно и условно способы запоминания, которые использовались испытуемыми подросткового возраста, требуют дальнейшего уточнения, анализа и интерпретации.

[1] В эксперименте 2008-2009 гг. этот вопрос снимался (такой принцип соблюдался и для условий с опосредствованным запоминанием) с целью уменьшения рефлексивности со стороны подростка по отношению к процессам запоминания и, соответственно, получения более точных данных в других сериях.

[2] Помимо проверки значимости различий с помощью t-критерия Стьюдента, мы провели анализ различий с помощью критерия Уилкоксона, однако полученные результаты получились схожими между собой, поэтому здесь мы приводим только показатели по t-критерию.


Интерактивная игра или игра в тренинге
Игровая деятельность участников тренинга структурирована в соответствии с целями и задачами работы и подразумевает возможность и необходимость межличностного взаимодействия (интеракции). Можно выделить несколько разновидностей интерактивных игр: подвижные (разогревающие игры), сюжетные и ролевые, деловые и имитационные (последние две г ...

Темперамент
Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов. Гиппократовские черты типа темперамента – наиболее древний и наиболее известный пример типизации, выделения общих закономерностей среди индивидуальных вариаций психики. Темперамент – это те врождённые особенности ...

Потребности человека: морально-этический аспект
Формирование потребностей человека - сложный и длительный процесс, обусловленный его воспитанием и средой в самом широком понимании, природной и социальной структуры этой среды, той информации, которую получает человек со дня его рождения. Однако одностороннее развитие каких то потребностей, неадекватное возможностям их удовлетворения, ...