Материалы » Социальная психология » Принципы исследования психологии больших социальных групп

Принципы исследования психологии больших социальных групп
Страница 2

Также существует проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. В самом общем виде эта проблема решается так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности.

Существенный вклад в исследование психологии больших социальных групп внесен концепцией «социальных представлений», разработанной во французской психологической школе (С. Московичи). Она в значительной мере претендует на то, чтобы предложить одновременно и метод исследования больших групп.

Под социальным представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности.

Социальные представления (первоначально – коллективные представления) – термин, предложенный Э. Дюркгеймом для обозначения компонентов системы знаний, мнений, норм поведения, сложившихся в социальном опыте. Коллективные представления обладают всеобщностью и необходимостью, являются продуктом длительного развития, создаются обществом, а не личностью; они аффективно окрашены и принимаются каждым человеком без рассуждения. Признание влияния на человека коллективных представлений меняет понимание человека, как источника наиболее высших форм духа.

С. Московичи определяет понятие «социальные представления» как «не только конституирующие элементы обыденного сознания, но и строительные блоки социальной реальности. Представления – это та социальная призма, через которую воспринимается (предстаёт) реальность».

Наиболее изученными социальные представления являются в Концепции социальных представлений, согласно которой «отношения с миром окрашены двоякой спецификой социальных представлений: они обуславливают опыт, события и людей, с которыми соприкасаются, и предписывают, что и как именно надлежит мыслить». При изучении психологии больших социальных групп могут применяться методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа. При изучении больших групп социальная психология также использует приемы, принятые в языкознании, поскольку в определенной степени ей приходится здесь иметь дело с анализом знаковых систем.

Страницы: 1 2 


Анализ результатов исследования
При проведении пограничного анализа уже через месяц больные отмечали улучшение настроения (становилось «спокойно на душе», значительно уменьшились или полностью исчезли беспокойство, тревога, напряженность, злость). Большинство больных (82%), которые ранее проходили курс с помощью метода быстрого кодирования (стрессотерапии), а затем п ...

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Проблема взаимодействия людей в социальной психологии. Неоднозначное решение вопроса о соотношении интеракции и коммуникации. Анатомия взаимодействия в социальной психологии. Подход к взаимодействию в трансактном анализе. Типы взаимодействия. Проблемы кооперации и конфликта в социальной психологии. Структура конфликта. Виды конфликта. ...

Пути реализации способов быстрого запоминания учебного материала как условие развития памяти младших школьников с ЗПР
Анализ констатирующего эксперимента позволил наметить следующую цель: определить комплекс работы по развитию памяти младших школьников с ЗПР. Нами был разработан системно - программный комплекс, включающий в себя 2 основных направления: пропедевтическая работа, установление взаимосвязи школы и семьи. Комплекс направлен на развитие памя ...