Материалы » Социальная психология » История формирования социально-психологических идей

История формирования социально-психологических идей
Страница 2

Социальная психология в русле интеркционизма: основные проблемы и предмет – когнитивный аспект коммуникации, формирование социальных установок (социальная роль, референтная группа), процесс социальной перцепции; интеракция, социальное взаимодействие, символическая коммуникация (система коммуникаций и межличностных отношений); человек – активный участник взаимодействия; представители – Мид; Кун, Дензин, Стросс, Блумер, (символический интеракционизм), Линтон, Шибутани, Тернер, Гоффман, Мейсон, Гросс (ролевые теории), Кун, Мертон, Шериф (теории референтной группы).

В России наиболее активное развитие социальной психологии связывают с дискуссиями в начале XX века о предмете социальной психологии. В 20-е годы, на этапе становления советской власти, российскими исследователями артикулирована необходимость построение новой социальной психологии, на основе борьбы материалистической и идеалистической психологии.

Так, Челпанов настаивал на разделении всей психологии на психологию общую (эмпирическую, независимую от мировоззрения и марксизма) и социальную психологию (марксистскую). Артемов отстаивал разделение психологии на психологию индивида и психологию коллектива. Корнилов предложил развивать реактологию, где в фокусе исследований находился коллектив, задающий единую реакцию на единый раздражитель, при этом в задачи социальной психологии входило измерение скорости, силы и динамизма реакции коллектива на данный раздражитель. Блонский биологизировал социальную психологию, считая ее единой наукой для человека и для животных. Бехтерев предлагал развитие «коллективной рефлексологии» - подхода, в настоящее время считающегося механистическим, согласно которому личностью управляют социальные инстинкты, а анализ социальных связей возможен по аналогии с физическими законами. Согласно Выготскому социальна вся психология, поскольку главный механизм развития психики – усвоение социально-исторических форм деятельности, которое изменяет не только содержание психической жизни, но и создает новые формы психологических процессов, а предметом социальной психологии как отдельной дисциплины Выготский считал изучение групп, коллектива.

В середине прошлого века дискуссии о предмете социальной психологии актуализируются благодаря потребностям социальной практики. В качестве основных подходов к предмету социальной психологии формулируются следующие:

· социальная психология - наука о социальных группах (больших и малых) и массовидных явлениях психики (традиции, нравы, обычаи, формирование общественного мнения, мода);

· социальная психология - наука изучающая личность в группе, а также феномены, сопровождающие функционирование личности в группе (особенности социального восприятия, межличностные отношения и т. п.).

Считается, что существенный вклад в современное понимание предмета в отечественной социальной психологии внесли Парыгин (изучал социальную психологию личности, общностей и общения, социальных отношений и форм духовной деятельности) и Мясищев (исследовал изменения психологической деятельности в группе под влиянием взаимодействия участников, особенности групп, психологические стороны социальных процессов общества).

В настоящее время отечественная социальная психология развивается в рамках деятельностного подхода, предполагающего изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характеристик самих этих групп.

Страницы: 1 2 


Использование стихотворного текста в качестве опорных списков
В качестве отличного опорного списка могут быть использованы ключевые слова (существительные) хорошо знакомого произведения Вот, например, начало одного из списков: ворона, бог, сыр, ель, завтрак, рот, лиса . Это ключевые слова басни И.А. Крылова “Ворона и лисица". Слова, в плане удобства привязывания к ним других слов просто замеч ...

Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития
Систематическая целенаправленная коррекционно-развивающая работа в условиях специальной школы способствует формированию учебной мотивации подростков с задержкой психического развития. Наиболее эффективным должно быть обучение, не ограничивающееся сообщением детям новых знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное ...

Профессиональная ориентация учащихся. Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки
Традиционно проблема профессиональной ориентации связана с формированием у подростков адекватных представлений о мире профессий, позволяющих осознанно выбирать и осваивать этот мир. Необходимым условием профориентанта в этой ситуации является анализ двух динамичных систем взаимодействия: представлений подростков и рынка профессий. Анал ...