Материалы » Вклад В.М. Бехтерева и Г.И. Челпанова в становление отечественной психологии » Научная деятельность и вклад в отечественную психологию В.М. Бехтерева

Научная деятельность и вклад в отечественную психологию В.М. Бехтерева
Страница 1

В истории отечественной психологической науки с именем Владимира Михайловича Бехтерева связано окончательное утверждение новой парадигмы в исследовании психической деятельности, основывающейся на объективном подходе к объяснению природы психического и методов его изучения.

Вслед за И. М. Сеченовым он выступает против интроспекционистского понимания психики, рассматривает всю совокупность психических явлений и форм человеческого поведения на основе понятия рефлекс. Анализ сочетательно-двигательных рефлексов, доступных для объективного внешнего наблюдения и регистрации, определяется Бехтеревым как основной метод исследования в созданных им науках, получивших названия объективная психология и рефлексология.

Резкое противопоставление принципов объективной психологии господствовавшему в тот период времени интроспекционистскому пониманию психики и путей ее изучения, а также конкретный теоретико-методологический уровень разработки психологических проблем обусловили отказ Бехтерева от рассмотрения психики и сознания (как главных объектов интроспекционистской психологии) и сведение задач психологической науки исключительно к анализу внешних проявлений рефлекторной деятельности без учета опосредствующих ее психических процессов.

Бехтерев был одним из первых, кто уже в конце прошлого-начале текущего столетия выдвинул и настойчиво проводил идею комплексного изучения человека. Рассматривая человека в его целостности, как сложное, многогранное и многоуровневое образование, он ратовал за использование междисциплинарного взаимодействия, обеспечивающего всестороннее его изучение.

В своей непосредственно исследовательской деятельности ученый стремился реализовать комплексный подход разными способами: во-первых, посредством организации комплексных экспериментальных исследований, в которых конкретный объект (человек) выступал предметом изучения разных научных дисциплин: физиологии, анатомии, педагогики, психологии, и т. д.; во-вторых-путем анализа и осмысления на основе единой теоретической концепции разных сфер и уровней взаимодействия человека с миром. А это, соответственно, требовало существенного расширения границ и объема.

Принципиально важное значение имело то, что Бехтерев не ограничивался анализом только индивидуального поведения человека. Признавая взаимосвязь поведения человека с поведением других людей, он поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким образом Бехтерев явился одним из основателей нового направления психологического исследования - социальной (или общественной) психологии, рассматриваемой им как отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты и разработаны применительно к исследованию проблем объективной психологии и рефлексологии индивида. Отсюда название нового направления - коллективная рефлексология.

Если при рассмотрении природы психических и социально-психологических явлений Бехтерев выступал с позиций механицизма и энергетизма, то в определении методов психологического исследования он проявлял себя как сторонник строго объективного подхода. Утверждая принцип объективности в исследовании психической деятельности индивида, Бехтерев распространил его и на область социально-психологических явлений.

Указывая на неприменимость методов субъективного анализа, самонаблюдения для изучения коллективной или «собирательной личности», он создавал коллективную рефлексологию на основе объективного метода исследования, предполагающего, в первую очередь, изучение внешних форм поведения людей в зависимости от внешних же воздействий. Данное положение обосновывалось им посредством двух утверждений. Это, во-первых, мысль о том, что все внутреннее выражено вовне, и поэтому в исследовании психики необходимо и достаточно изучить совокупность имеющихся в распоряжении исследователя внешних объективных данных, и, во-вторых, это – указание на отсутствие необходимых методических средств для выявления и распознавания внутренних, субъективных переживаний людей.

Заслугой Бехтерева как одного из основоположников отечественной социальной психологии является разработка учения о коллективе. Коллектив рассматривается им как нечто целое, как «собирательная личность», имеющая свою индивидуальность, зависящую от особенностей составляющих ее лиц. Бехтерев ставит задачу выделения общих законов, лежащих в основе деятельности коллектива. Проявления собирательной личности подчиняются такой же закономерности, какая открывается при строго объективном рефлексологическом изучении проявлений отдельной личности. Притом самые формы этой закономерности оказываются общими как для отдельной личности, так и для собирательной личности».

Постановка проблемы совокупного или собирательного субъекта (субъекта коллективной деятельности) как предмета социально-психологического исследования в трудах Бехтерева заслуживает пристального внимания как чрезвычайно актуальная и для социальной психологии сегодняшнего дня. Ведь, по сути, здесь находит отражение взгляд на социальные общности (группы и коллективы) не как на механическую сумму, а как на нечто единое и целостное, что соответствует современным системным представлениям о природе сложноорганизованных объектов.

Страницы: 1 2


Интерактивная игра или игра в тренинге
Игровая деятельность участников тренинга структурирована в соответствии с целями и задачами работы и подразумевает возможность и необходимость межличностного взаимодействия (интеракции). Можно выделить несколько разновидностей интерактивных игр: подвижные (разогревающие игры), сюжетные и ролевые, деловые и имитационные (последние две г ...

Темперамент: понятие, теории
ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент - это индивидуа ...

Влияние коммуникативных процессов и любительской деятельности на всестороннее развитие личности
Проблематика совместной деятельности, разрабатываемая в социальной психологии, глубоко связана с психолого-педагогическими и педагогическими проблемами: процесс воспитания и образования осуществляется в условиях совместной деятельности родителей и детей, учителей и учеников. Именно в этой совместной деятельности осуществляется достижени ...