Становление рефлексивного подхода в отечественной психологии, методология и предмет рефлексивного подхода
В данном параграфе нужно обосновать научность рефлексивного подхода путём описания его предмета и методологии.
О непрерывном становлении и преемственном развитии рефлексивного подхода в отечественной науке можно говорить лишь с 1950-х гг., когда стала формироваться «рефлексивная культурадигма» (И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, 1989) в человекознании и обществознании. Изучение рефлексивных процессов в мыслительной деятельности началось с 1956 г. В работах И.С.Ладенко и Г.П.Щедровицкого. Основное внимание обращалось на рефлексию в процессах порождения нового знания, на её механизм в условиях выделения новых задач. В работах Г.П.Щедровицкого рефлексия определяется как механизм развития мыследеятельности. В теории интеллектуальных систем И.С.Ладенко рефлексия определяется как механизм самоорганизации сложных интеллектуальных систем. В 70-е и 80-е годы ХХ века в отечественной психологии сформировался новый раздел – психология рефлексии (работы Н.Г.Алексеева, И.Н.Семенова, С.Ю.Степанова, В.В.Давыдова, Я.А.Пономарева и др.)[4].
Но нельзя говорить про научность подхода до тех пор, пока у него нет предмета изучения и объективной методологии.
Предметом психологии рефлексии выступают закономерности и механизмы осмысления содержаний сознания, регулирующие функционирование и развитие высших психических процессов (памяти, мышления, творческого воображения). В современной психологии разработано множество новых моделей мышления. Возрастает интерес к личностной компоненте в структуре мыслительной деятельности.
В методологическом плане рефлексивный подход, с одной стороны, обеспечивает предметное видение изучаемой реальности, а с другой – позволяет технологически ее осваивать и преобразовывать посредством конкретной деятельности для достижения тех или иных целей и решения практических задач. Таким образом, научный подход означает конструктивное единство знания об изучаемой реальности и целесообразно изменяющей ее деятельности.
С этих методологических позиций рефлексивный подход в социально-гуманитарных науках призван обеспечить изучение такой реальности, как рефлексия, и создать конструктивные возможности для использования полученных знаний о ней в социальной практике. Возникновение рефлексивного подхода в методологии связано, во-первых, с ее отпочкованием от философии, в частности, в понимании рефлексии, а во-вторых, с трансформацией строимого о ней знания в систему технологических средств его применения в различных социальных практиках.
Иначе говоря, рефлексивный подход возникает в то переломное время, когда рефлексия из объяснительного, мировоззренчески-философского принципа трансформируется в особый предмет научного изучения, который задает концептуально-категориальные рамки ее технологического освоения в контексте обеспечения реорганизации социальной практики[5].
Психологические особенности личностной агрессивности и конфликтности у
мальчиков и девочек подросткового возраста
Для определения проявления внешнего конфликта, а именно личностной агрессивности и конфликтности была использована методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильин.
Ниже представлен график полученных результатов:
Рис. 3 Склонность к конфликтности и агрессивности
Проанализировав результаты, обнаружена тенденция – по вс ...
Мышление и воображение.
Манипулируя образами, хранящимися в памяти, то есть представлениями, человек может мысленно их расчленять, изменять их пропорции, перемещать в пространстве, окрашивать в различные цвета, заменять одни элементы другими… такая способность к мысленному преобразованию чувственных образов памяти и есть воображение. В воображении, таким образ ...
Психологическая защита личности в зарубежной и отечественной психологии
В настоящее время проблема психологической защиты личности получила широкое освещение в зарубежной и отечественной психологии. Общетеоретические и методологические аспекты данной проблемы рассматриваются в рамках классического и эволюционного психоанализа (А. Адлер, У. Вайлент, Р. Мэйли, Г. Салливан, З. Фрейд, А. Фрейд, К. Юнг и др.), с ...