Материалы » Психологические особенности работы с несовершеннолетними » Психологические особенности профилактики преступности среди несовершеннолетних

Психологические особенности профилактики преступности среди несовершеннолетних
Страница 1

Профилактика преступлений и иных правонарушений среди несовершеннолетних является существенной предпосылкой воспитания подрастающего поколения.

Несовершеннолетний преступник не становится таковым внезапно в момент совершения преступления. Как правило, антисоциальные свойства его личности формируются постепенно и задолго до совершения уголовно наказуемого деяния, которое дает основание для качественно новой социально-правовой оценки его личности как личности преступника.

Предупреждение преступлений – это, прежде всего, выявление и устранение факторов, их детерминирующих.

В предупреждении преступности несовершеннолетних большую роль играет общесоциальная система профилактики и раннее предупреждение правонарушений.

К общесоциальным профилактическим мерам относятся: а) исполнение Закона о молодежи, который нацелен на разрешение или смягчение экономических, духовных, правовых проблем несовершеннолетних; б) решение проблем семьи, материнства, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в маргинальных и нищих семьях; в) существенное сокращение подростковой и молодежной безработицы; г) материальное обеспечение детского спорта, творчества, ремесленничества, досуга; д) нравственно-духовная направленность воспитательной работы с подростками с решительным устранением криминально-рыночной психологии, возрождением психологии коллективизма, традиций славянской общности, сострадания, справедливости и жертвенности во имя высших социальных интересов; е) организация правового "ликбеза" средствами массовой информации, позволяющего в доступной, желательно увлекательной форме усваивать правовые знания, нормы правопослушного поведения; ж) прекращение пропаганды средствами массовой информации культа насилия, сексуальной извращенности и вседозволенности, частнособственнической психологии, материального успеха любой ценой; з) усиление индивидуальной результативной профилактики девиантного поведения со стороны подростков с психическими аномалиями.

Специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних осуществляются, прежде всего, инспекциями по делам несовершеннолетних, подразделениями по предупреждению безнадзорности подростков и работе с неблагополучными семьями по месту жительства.

Перспективным представляется участие церкви в воспитании трудных подростков, в формировании подростковой психологии; организационная и финансовая поддержка в восстановлении внешкольной работы с детьми, в работе воспитательно-трудовых колоний.

В основу деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних должно быть положено фундаментальное положение психологии: человек не только проявляется, но и формируется, развивается, складывается как личность в ходе реализации ведущей активности (деятельности и общения), желательно социально полезной, целенаправленной, приносящей ему успех. У старших подростков ведущей активностью является общение в деятельности.

Включение несовершеннолетних в общественно полезные виды деятельности (общения) является важной профилактической мерой.

Процесс деморализации с последующей криминализацией личности подростка протекает в условиях отрицательной социальной микросреды – семейного и школьного неблагополучия, в негативных группах сверстников. Эффективность профилактики правонарушений несовершеннолетних целиком зависит от того, в какой мере удается добиться социального оздоровления неблагоприятной микросреды, в которой находится подросток.

Каковы же конкретные условия неблагоприятного нравственного формирования личности?

Прежде всего следует указать на обстановку в семье и условия семейного воспитания. В семье начинается социализация человека – здесь он приобретает первые представления об окружающем его мире, о людях, о дозволенном и недозволенном. Существуют объективные обстоятельства, затрудняющие надлежащую организацию семейного воспитания: низкий культурно-образовательный уровень некоторых родителей, их занятость на работе, не позволяющая в должной мере осуществлять необходимый надзор за ребенком, недостаточная материальная обеспеченность и ненадлежащие жилищно-бытовые условия части семей. Однако наиболее существенны субъективные обстоятельства, характеризующие нравственно-психологическую обстановку в семье, поведенческие позиции ее членов, отношение родителей к своим обязанностям по воспитанию детей.

Страницы: 1 2 3 4


Формирование первого впечатления о другом человеке.
Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс. Каждая “схема” запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, п ...

Индивидуальные особенности в мышлении. Теории индивидуальных различий
Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и други ...

Безопасность и экологичность работы
Экология как наука сформировалась в середине прошлого столетия, когда возникло понимание, что не только строение и развитие организмов, но и их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям. Термин экология (от греческого слова oikos – дом, жилище; logos – учение, наука) ввел в 1866 г. немецкий биолог Эрнст ...