Эмоции и личность » Проявление чувств и эмоций в художественном творчестве

Проявление чувств и эмоций в художественном творчестве

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности, и особенно, в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки тем и сюжетов. Всё это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника. Реализация замысла художника предполагает обычно более или менее длительное собирание и впитывание или вбирание в себя многообразных впечатлений. Иногда этот материал собирается «впрок», иногда – это специальная работа по собиранию материалов для осуществления определённого замысла [5]. При накоплении материалов, собираемых впрок, они либо просто впитываются и как бы отлёживаются и зреют, либо же специально фиксируются (зарисовки художника). На основе наблюдения и отчасти своеобразного экспериментирования происходит и процесс обобщения. Художник должен выявить общее в форме образа, и притом такого, в котором была бы сохранена индивидуальность. Образ, в котором утрачена индивидуальность, был бы просто схемой, а не живым художественным образом. Для того чтобы в образе отобразить замысел, идею и композицию художественного произведения, необходимо преобразовать те впечатления, которые доставляет художнику внимательное наблюдение. Для этого необходимо творческое воображение художника с многообразными, в процессе творчества вырабатывающимися приёмами и способами преобразования. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путём нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.

Настоящий художник не только располагает техникой, необходимой для того, чтобы изобразить то, что он видит, но он и видит по-иному, чем художественно невосприимчивый человек. Задача художественного произведения - показать другим то, что видит художник, с такой пластичностью, чтобы это увидели и другие. Творчество – не сплошное и непрерывное движение. В нём чередуются подъёмы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъём, ясность и отчётливость мысли, отсутствие субъективного переживания и напряжения. Очень важна в творчестве такая эмоция, как интерес. Интерес направляет и поддерживает интеллектуальную активность человека. Человек не в состоянии заниматься каким-либо делом, если оно не вызывает в нём интереса. Плодотворная, творческая работа в любой области требует полного погружения, огромной самоотдачи, а это возможно только в том случае, если человек испытывает интерес к избранной деятельности. Работы Сингера (1966, 1973) позволяют предположить, что именно взаимодействие эмоций интереса и радости образуют мотивационную основу творческой, созидательной деятельности.

Интерес играет важнейшую роль в развитии артистических и эстетических форм деятельности[8]. Для того чтобы стать художником, артистом, человек с раннего детства должен быть заинтересован в формировании и развитии соответствующих навыков. Маслоу, говоря о творческой деятельности, пишет: «Вдохновенный творец живёт настоящим, для него не существует ни прошлого, ни будущего. Он полностью погружен в предмет, он очарован и поглощен сиюминутным, тем, что происходит здесь и сейчас, объектом творчества (Маслоу, 1971).

Это состояние полного погружения, поглощенности, захваченности является, несомненно, следствием интенсивного интереса или возбуждения. Маслоу говорит о двух стадиях творчества – о первичной и вторичной. Первичную стадию отличают импровизация и вдохновение. На этой стадии человеком движет интенсивная эмоция интереса – возбуждения. Вторичная стадия – это разработка или развитие исходного вдохновения, идеи, озарившей человека в момент сильного возбуждения; она требует от человека самодисциплины и тяжёлого, упорного труда. Есть много людей, способных к первичной стадии творчества, к вдохновению, но лишь немногие способны к материальному его воплощению[10]. Если первичная креативность – импровизационная стадия творчества – характеризуется возбуждением, то вторичная креативность, предполагающая разработку и развитие первоначального творения, должна характеризоваться умеренным уровнем интереса. На этой стадии интерес должен быть достаточно сильным и устойчивым, чтобы человек мог противостоять усталости и негативным эмоциям. Тяжёлой, рутинной работе, связанной с доведением продукта творчества до желаемого совершенства, неизбежно сопутствуют периоды подавленности и страха, когда у человека опускаются руки, когда он остро ощущает своё одиночество, свою изолированность. Именно в такие периоды господства отрицательных эмоций, мотивационная сила устойчивого интереса имеет решающее значение для преодоления препятствий, встающих на пути творческой личности.


Методы преодоления конфликтов
Исследования показали, что любой конфликт может быть быстро разрешен, если известны соответствующие методы. Но при этом обязательно должны быть рассмотреть характеристики конфликта: цели, мотивы, эмоциональные состояния оппонентов, особенности развития противоборства и др. В психологических исследованиях определены принципы, которыми сл ...

Описание техник общения. Техника эмпатии
Эмпатия - способность проникать в психику другого человека и принимать его чувства в расчет, сопереживать ему. Развитие искусства эмпатии достигается длительными тренировками. Однако главный резерв совершенствования - это повышение духовной культуры личности. При использовании эмпатии как внешней, поведенческой техники она служит сред ...

Составление предложений
Время проведения: 10 мин Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), с ...