Материалы » Социальная психология » Методология и методы социально-психологического исследования

Методология и методы социально-психологического исследования
Страница 3

· определение варианта (числа) выборов (отклонений);

· выбор критериев (вопросов) опроса;

· организация и проведение опроса;

· обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

Социометрическая процедура проводится в двух формах. Непараметрическая процедура предполагает ответы на вопросы опроса без ограничения числа выборов или отклонений. Их максимальное число равно N — 1 (социометрическая константа), где N — число членов группы. Преимущество этого варианта связано с выявлением, так называемой эмоциональной экспансивности у каждого члена группы. При увеличении размеров группы до 12-16 человек возрастает вероятность получения случайного выбора. Параметрическая процедура — ограничение числа выборов. Испытуемым предлагается выбрать строго фиксированное число лиц их всех членов группы, т, е. вводится так называемое социометрическое ограничение (d). Данная форма повышает надежность измерения, позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности. Ее недостаток связан с невозможностью раскрыть всю полноту отношений в группе

Тест — краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. А. Л. Журавлев указывает, что с помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия. С одной стороны, считается, что тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, и все методологические нормативы, принятые в обшей психологии, справедливы и для социальной психологии.

С другой стороны, широкий спектр используемых социально-психологических методик диагностики личности и группы, межгруппового взаимодействия позволяет говорить о тестах как самостоятельном средстве эмпирического исследования.

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определенными параметрами оценки, например с характеристиками личности. Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе.

Диагностическое значение тестов обычно определяют через соотнесение с нормативным показателем, полученным статистически на значительном числе испытуемых. Среди наиболее известных тестов социально-психологической диагностики - тест интерперсональной диагностики Т. Лири (Л. Н. Собчик, 1981), шкала совместимости В. Шутца (А. А. Рукавишников, 1992), методика оценочной биполяризации Ф. Фидлера (И. П. Волков, 1977) и др.

Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения:

· опыт и испытание, как принято в естественных науках;

· исследование в логике выявления причинно-следственных связей.

Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Среди специфических признаков эксперимента выделяют: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов.

Общие проблемы, дискуссионные для экспериментов: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль над ними, контроль над изменениями зависимых переменных, выделение контрольных и экспериментальных групп и т. п. Проблемы в обсуждении ограничений лабораторного эксперимента, как правило, сводятся к двум, а именно:

1. Экологическая валидность лабораторного эксперимента - возможность распространения данных на реальную жизнь.

2. Опасность смещения данных в связи с особым подбором испытуемых.

Так же к актуальным относится и вопрос: не теряется ли в эксперименте реальная «социальность»? Что касается пункта №1, многие исследователи считают, что лабораторный эксперимент призван лишь проверять отдельные положения теории, поэтому социальные психологи, как правило, не оспаривают ограниченность лабораторного эксперимента, признавая при этом его значение.

Кэмпбелл предлагает особый класс экспериментов – квази-эксперимент. Квази-эксперимент - осуществление не по полной схеме, а в «усеченном виде». Необходимо учитывать многочисленные угрозы внешней (относится к определению тематике проводимого эксперимента) и внутренней (отношение м\д независимой и зависимой переменной) валидности. Главная идея - в социально-психологическом эксперименте должны сочетаться количественный и качественный анализ.

Другая проблема экспериментального знания связана с проблемой репрезентативности (учет класса объектов, на который могут распространяться результаты.) В социально-психологическом эксперименте возникает смещение, которое нельзя не учитывать, т.к. обычно используют испытуемых, которых легче собрать для участия (как правило, студенты психологических факультетов). Такое смещение может очень исказить результаты, при этом сама готовность работать с экспериментатором уже искажает результаты. Фиксируются «предвосхищающие оценки» и Розенталь-эффект (следствие присутствия экспериментатора).

Страницы: 1 2 3 4


Этические проблемы, возникающие в процессе тренинга
Первая группа проблем связана с групповыми целями. Чаще всего цели группы не сформулированы для участников четко. Принятие их членами группы создает основу для обучающей активности. Определенная направленность действий позволяет участникам понять смысл и осознать значение групповых действий, удовлетворяет индивидуальные потребности. По ...

Поиск соединительных звеньев
Время проведения: 10 мин Задаются два предмета, например, «лопата» и «автомобиль». Надо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. К примеру, в данном случае это могут быть «экскаватор» (сходен с лопатой по функ ...

Характеристики манипуляции как метода воздействия на партнёра
· Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество); · Манипуляции имеют скрытый характер воздействия (попытка манипулирования лишь тогда будет успешной, когда факт воздействия адресатом не осознаётся и конечная цель манипулятора не известна; дл манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мыс ...