Материалы » Теории внутриутробного психического развития » Проблема оправданности попыток влияния на развитие ребенка в пренатальный период

Проблема оправданности попыток влияния на развитие ребенка в пренатальный период
Страница 2

· волнения в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек;

· состояния эмоциональной неудовлетворенности образуют стрессовый комплекс в виде повышенной раздражительности, нарушении сна, подверженности испугам и семейным переживаниям;

· перегрузки в учебе или на работе способствуют быстрым и стремительным родам и отсутствию крика при рождении девочек;

· нарушение сна при беременности для мальчиков чреваты обвитием пуповины вокруг шеи при рождении, а для девочек - быстрыми, стремительными родами.

Т.о. А.И. Захаров доказывает, что эмоциональный стресс при беременности отрицательным образом сказывается на самом течении родов, порождая различные трудности, как со стороны матери, так и со стороны ребенка. Все это предполагает необходимость тщательного исследования психологического состояния беременных, тем более, что до последнего времени беременность рассматривалась как сугубо физиологический процесс.

C психологической точки зрения правомерно говорить о синдроме беременности, как новом психогенном состоянии, ограниченным определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения. Синдром беременности характеризуется следующими симптомами:

· Аффект осознания себя беременной

· Симптом принятия решения

· Симптом нового “Я”: рефлексивное принятие измененного собственного образа “Я-в положении” и признание физиологических изменений в своем организме.

· Симптом эмоциональной лабильности: эмоциональная дезадаптивность, колебание фона настроения.

· Симптом противоречивого отношения к беременности: с одной стороны гордость за свою полноценность, возможность самореализации, переживание идентичности собственному полу, с другой - страх и беспокойство, порожденные фантазиями и социально навязанными установками.

· Симптом принятия новой жизни в себе: психическая перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка. Для самой будущей матери вместе с ребенком вынашивается готовность к выполнению материнской миссии.

· Симптом перинатальной дисморфофобии: чувства тревоги за здоровье и полноценность будущего ребенка.

· Симптом завышенных притязаний по отношению к другим: склонность наделять свое привычное социальное окружение новыми качественными характеристиками на фоне повышенной требовательности.

Наиболее ярко все вышеперечисленные симптомы проявляются в течении первой сохраненной беременности.

В переживаниях беременной оживают переживания матери по отношению к своему сексуальному партнеру, своему телу и ребенку.

Если мать не получала удовлетворения от своего тела, а беременность доставляла ей лишь дискомфорт и страдание, ей хотелось скорейшего освобождения от плода, то у дочери может проявиться не только депрессия и повышенная тревожность, но и физиологические осложнения беременности (токсикозы, угрозы выкидышей и другое).

1.В первый период после родов решающее значение для развития девочки имеет отношение матери ко всем телесным проявлениям младенца. Если мать осуществляла полный контроль за ними в плане насильственного установления режима питания, сна, дефекации, не получала удовлетворения от телесного контакта с дочерью и не давала почувствовать его ребенку, то у дочери в последующем складывается весьма сложное отношение к собственному телу. Оно не воспринимается как свое, его проявления вызывают тревогу и недоверие, так как есть полная убежденность в невозможности самоконтроля («я не хозяйка своего тела, все, что с ним происходит, происходит помимо меня») Возникает острая потребность в контроле и оценивании извне. В данном случае беременная озабочена отслеживанием различных медицинских параметров, не уверена в нормальности своего состояния, на вопрос о самочувствии не может дать ясного ответа, так как оценки врача вызывают большее доверие, чем собственное самоощущение.

2. В пубертатный период необходимым условием дальнейшего развития становится отделение ребенка от матери и индивидуализация. Тому способствуют телесные изменения: тело девочки превращается в сексуально отзывчивое тело взрослой женщины. Но на процесс нормального отделения и создания прочного образа собственного Я влияют отношения с матерью. Если мать не довольна собой как женщина, не способна принять свое взрослое тело и своего сексуального партнера, она не может сама отделить себя от ребенка и позволить это отделение дочери. Старается сохранить симбиотическое единство с целью прожить в ребенке свою жизнь заново, наверстать все упущенное. Именно поэтому такая мать продолжает контролировать все телесные проявления дочери, особенно сексуальные, подавляя и наказывая каждый всплеск индивидуальности и самостоятельности. При таком развитии внутренний образ наказывающей матери способствует актуализации у беременной чувства вины за сексуальные отношения с партнером, приведшие к зачатию и, как следствие, к непринятию ребенка, как в период внутриутробного развития, так и в дальнейшем.

Страницы: 1 2 3


Познавательные психические процессы.
Все знания самого высокого порядка, например, знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрыты от непосредственного взора закономерных отношениях между ними , о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира, являются результатом интеграции знаний, получаем ...

Деятельность. Понятие и строение человеческой деятельности.
Основное, чисто внешнее отличие живой материи от неживой, высших форм жизни от низших, более развитых живых существ от менее развитых заключается в том, что первые гораздо более подвижны и активны, чем вторые. Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные ...

Опережающее возбуждение
П.К. Анохин настойчиво искал ответ на вопрос, по каким признакам организм определяет окончание компенсации или приспособительное значение любого поведенческого акта. Как организм исправляет ошибки поведенческой деятельности? Ответ дали опыты, проводившиеся по оригинальной методике, сущность которой состояла в том, что производилась внез ...