Особенности креативного обучения » Методы работы в синектических группах

Методы работы в синектических группах
Страница 1

Синектические группы — группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тре­нировки воображения и объединения несовместимых элементов. [2; 11]

Впервые о таких группах заговорил У. Гордон в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения».

Важным критерием для отбора членов группы является учет эмоционального типа. Он влияет на то, как человек подходит к проблеме.

Пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около?

Ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха?

Когда он не прав, связывает это со своими действиями или оправдывается, ищет причины вовне?

Может ли он использовать эффективно свою интеллектуальную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в самый критический момент?

Критерии конечного выбора следующие:

1.Способность к метафорам,

2. Отношение к помощи,

3. Координация движений,

4. Риск,

5. Эмоциональное совершенство,

6. Способность к обобщению,

7. Самоограничение,

8. Не ориентирование на общественное положение,

9. Аспект укомплектованности.

Работа по подготовке синектических групп идет с 1955 года.

Оптимальная численность группы - 5-7 человек. В течение 8-12 мес. группу готовят к работе. Подготовка ведется в общенаучном, профессиональном и психологическом направлениях. Целью деятельности таких объединений является попытка нахождения творческого решения проблемы. Реализуется она на сессии синекторов.

В синектических группах роль лидера выполняют все члены группы поочередно в зависимости от особенностей ситуации.

В образовательных учреждениях при создании синектической группы процесс может быть построен следующим образом. Вначале преподаватель дает определенную проблему. Затем процесс проходит как и в обычных синектических группах.

Структура современного синектического процесса:

1. Формулирование проблемы в общем виде. Особенностью этого этапа является то, что в ряде случаев никого из сннекторов, кроме руководителя сессии, не посвящают в конкретные условия изобретательской задачи (считается, что преждевременное четкое формулирование задачи затрудняет абстрагирование, уход от привычного хода мышления). Сессия начинается с обсуждения некоторых признаков задачи, например с рассмотрения физического принципа процесса. Оно охватывает широкий диапазон общих проблем и постепенно сужается под влиянием вопросов руководителя сессии, который должен направлять обсуждение в желаемое русло. На синектические заседания приглашаются эксперты (специалисты в области данных проблем), которые поясняют проблемную ситуацию. Эксперт должен быть подготовлен к обсуждению и знаком с основами синектики. Он является помощником руководителя, может давать пояснения в области технической политики в данной отрасли, задавать наводящие вопросы. Главная задача эксперта — выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний. В начальной стадии обсуждения участники стремятся немедленно, без соблюдения синектических процедур, найти решение проблемы. Путем анализа первых решений эксперт обязан показать их слабые стороны (первые идеи зачастую тормозят творческое мышление участников) и разъяснить сущность действительной проблемы. Сннекторы называют этот этап формулировкой «проблемы как она дана».

Страницы: 1 2


Деловая игра
Деловая игра чаще всего применяется для решения организационно-производственных задач как непосредственно на предприятиях и в учреждениях, так и при подготовке и переподготовке руководящих и инженерных кадров [2]. Историю их возникновения специалисты возводят к 1932 году, когда М. М. Бирштейн провела в Ленинграде деловую игру по органи ...

Понятие игры
Б.Г. Ананьев, один из основоположников отечественной психологической науки, пишет, что игра занимает ведущее место в социальном формировании человека, как субъекта познания и деятельности. В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные жизненные и производственные ситуации, что является необходимым для его развития, изм ...

Приемы эмпатии, сопереживания (не угрожай, не прерывай, благодари, не приказывай).
Здесь уместны выражения типа: "Я разделяю вашу озабоченность по поводу ."," Я так же переживаю как и вы .". ...