Особенности креативного обучения » Методы работы в синектических группах

Методы работы в синектических группах
Страница 1

Синектические группы — группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тре­нировки воображения и объединения несовместимых элементов. [2; 11]

Впервые о таких группах заговорил У. Гордон в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения».

Важным критерием для отбора членов группы является учет эмоционального типа. Он влияет на то, как человек подходит к проблеме.

Пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около?

Ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха?

Когда он не прав, связывает это со своими действиями или оправдывается, ищет причины вовне?

Может ли он использовать эффективно свою интеллектуальную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в самый критический момент?

Критерии конечного выбора следующие:

1.Способность к метафорам,

2. Отношение к помощи,

3. Координация движений,

4. Риск,

5. Эмоциональное совершенство,

6. Способность к обобщению,

7. Самоограничение,

8. Не ориентирование на общественное положение,

9. Аспект укомплектованности.

Работа по подготовке синектических групп идет с 1955 года.

Оптимальная численность группы - 5-7 человек. В течение 8-12 мес. группу готовят к работе. Подготовка ведется в общенаучном, профессиональном и психологическом направлениях. Целью деятельности таких объединений является попытка нахождения творческого решения проблемы. Реализуется она на сессии синекторов.

В синектических группах роль лидера выполняют все члены группы поочередно в зависимости от особенностей ситуации.

В образовательных учреждениях при создании синектической группы процесс может быть построен следующим образом. Вначале преподаватель дает определенную проблему. Затем процесс проходит как и в обычных синектических группах.

Структура современного синектического процесса:

1. Формулирование проблемы в общем виде. Особенностью этого этапа является то, что в ряде случаев никого из сннекторов, кроме руководителя сессии, не посвящают в конкретные условия изобретательской задачи (считается, что преждевременное четкое формулирование задачи затрудняет абстрагирование, уход от привычного хода мышления). Сессия начинается с обсуждения некоторых признаков задачи, например с рассмотрения физического принципа процесса. Оно охватывает широкий диапазон общих проблем и постепенно сужается под влиянием вопросов руководителя сессии, который должен направлять обсуждение в желаемое русло. На синектические заседания приглашаются эксперты (специалисты в области данных проблем), которые поясняют проблемную ситуацию. Эксперт должен быть подготовлен к обсуждению и знаком с основами синектики. Он является помощником руководителя, может давать пояснения в области технической политики в данной отрасли, задавать наводящие вопросы. Главная задача эксперта — выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний. В начальной стадии обсуждения участники стремятся немедленно, без соблюдения синектических процедур, найти решение проблемы. Путем анализа первых решений эксперт обязан показать их слабые стороны (первые идеи зачастую тормозят творческое мышление участников) и разъяснить сущность действительной проблемы. Сннекторы называют этот этап формулировкой «проблемы как она дана».

Страницы: 1 2


Упражнение «Мой день Рождения»
Время проведения: 10 мин Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания. Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рожден ...

Общая характеристика потребностей личности дошкольника. Понятие и виды потребностей
Потребность – это такое состояние человека, коллектива или общества в целом, при котором они начинают осознавать зависимость своего развития, благополучия или состояния от каких-либо объективных условий своей жизнедеятельности. Потребность это нужда в чем-то. Так существует потребность в образовании, в пище, в приобретении вещей и т.д. ...

Развитие креативных способностей учащихся
Важнейшей задачей в развитии творческих способностей учащихся является создание комфортной социально-гуманной среды. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для творческой работы, раскрывает потенциальные возможности личност ...